Страшные истории про снежного человека

Карельский снежный человек

Историями про снежных людей в Карелии никого не удивишь. Только вот дальше историй дело, увы, всё время не заходит. Не один десяток лет СМИ говорят о том, что Карелия чуть ли не один из центров обитания этих таинственных существ. Видели их якобы и в Беломорском районе, и в Сегежском, в Пудожском они чуть ли не в окрестностях Муромского монастыря живут. В общем, они вроде как везде.
Но вот загвоздка. За все годы реальных доказательств существования йети в Карелии собрано так и не было. Таких, чтобы точно сказать, что они существуют. Как говорят криминалисты: нет тела — нет дела.
Вот и эти истории из той же серии. Истории есть, свидетели есть, а улик — ноль. Рассказаны все три случая были автору этих строк жителями поселка Олений, что в Сегежском районе. Записал я их в августе этого года, хотя произошли они намного раньше.
Все мои собеседники — старожилы посёлка: охотники, рыбаки, в общем, люди серьёзные, к розыгрышам несклонные. Ни один из них не напрашивался на беседу. Узнал я про их встречи с хозяином леса случайно. Рассказал про них житель Оленьего Василий Алюшкевич, который утверждает, что сам видел его. Он-то и обмолвился, что он не один такой. Ну как мне было не утолить журналистское любопытство и не поговорить с людьми?
Встреча у болота.
Эта история произошла в 1976 году. Первый мой собеседник – Иван Плескацевич. Сейчас ему 64 года, а тогда молодой был, с армии только вернулся.
– Отправились мы с напарником Колей на охоту, — вспоминает Иван Петрович. — Ноябрь был. Снега ещё нет, болота замёрзшие. Оленя тогда много было, вот мы на него и собрались охотиться. Отправились с ночью в те края. Там изба была, в ней ночевать планировали.
Оленей караулили на границе болота и ламбы (прим. ред. Тайной Планеты: ламба — принятое в Финляндии и Карелии название малых лесных озёр, как правило, без истоков). Болото-то рядом с Суриламбой, я помню прекрасно. Сколько раз там был и до и после. Там тростник высокий был тогда. Сейчас уже по-другому всё. Так вот караулили в этом тростнике по очереди. Напарник караулит, я рыбу в ламбе ловлю, потом наоборот. Олени ведь не по одному идут, не пропустишь.
Ждём мы оленей, вдруг шум какой-то. Смотрю: напарник рукой подзывает. Олени, думаю. Подхожу к нему. Смотрим. Метрах в 70 от нас по болоту бежит кто-то здоровый и лохматый. То, что не медведь, сразу стало понятно. Хорошо видно, как на ладони. А рядом с ним второй, маленький. И запомнилось тогда, что большой на двух ногах бежал, а маленький почему-то на четвереньках и на первого поглядывал. Бежали они в открытое болото, а оно километров семь тянется, так что долго видно было их.
Но не только это в памяти осталось, звук запомнился, который они издавали. Жуткий такой, то ли рык, то ли рев, то ли просто дыхание частое от бега. Передать невозможно. Жутко. Я, помню, хотел тогда пальнуть по ним из ружья, но Коля отговорил, мол, мало ли что будет, выйдем ли живыми.
В ту ночь, придя в избу, мы так и не смогли уснуть. У нас бутылка водки была с собой. Ни капли не выпили. Всё время из избы выходили, на небо смотрели, на звёзды, на лес. И ощущение такое, будто местность другая стала какая-то.
Потом уже не до оленей было, мы утром сразу домой пошли. Решили никому не рассказывать. Хотя всё равно потом проговорились. После узнали, что в этом же районе другие охотники тоже видели что-то такое пару раз. Так что мы не сомневаемся, что не показалось. Да и как могло показаться? Вдвоём видели, трезвые были, молодые.
Сейчас иногда я бываю в тех краях. И каждый раз, когда около того болота прохожу, представляю тех двоих, бегущих по болоту. Не по себе становится.
В лесной избе.
Второй мой собеседник – Леонид Калашников. Ему 57 лет. Тоже охотник, рыбак. Его история из недалёкого прошлого. Встреча со снежным человеком произошла в начале 2000-х годов, точную дату не помнит.
— Мы тогда с товарищем ряпушку на Ондозере ловили, — вспоминает он. — Середина октября была. Изба у нас там есть. Добирались к ней на лодке с мотором. Заходим в губу, смотрим: со стороны нашей избы идёт кто-то здоровый, лохматый. Первая мысль — медведь. Но сразу поняли — не косолапый. На двух ногах идёт, как человек. Медведь так не ходит. Роста где-то два с половиной метра. Там река с грязью небольшая, в болото дальше переходит. Так он обходить не стал речку, а прямо по ней и пошёл на другой берег. Человек там не пройдёт, а этот напролом пошёл. И скрылся. Близко это было от нас. Видно прекрасно — и шерсть его и походку эту человеческую.
Мы в избу заходим, а оттуда теплом повеяло, не иначе как здесь был. У меня с прошлого раза сковорода с икрой лещевой жареной в избе оставалась. Так он всё съел. А на сковороде шерстинки остались. Сухари тоже пропали. Мы тогда с приятелем подумали, что не первый раз он тут. Знают они избы лесные, захаживают, видать.
Я ведь раньше тоже смеялся над байками этими. Помню, ещё в 1970-е годы мужики рассказывали о встрече с ним. Но вот когда сам увидел, поверил.
Только вот об одном жалею, что тогда не пошёл следы смотреть на болоте. Да и шерсть собрать можно было и отдать куда-нибудь на исследование. Но мысль такая почему-то не возникла. Под впечатлением были, друг даже заикаться начал.
Глаза в глаза.
Самая старая, но самая яркая история — Василия Алюшкевича. «Своего» снежного человека он видел в далёком детстве. На месте, где произошла эта встреча, мы и побеседовали.
Мне тогда три года было, — вспоминает мой собеседник. — Обычно в таком маленьком возрасте дети себя не помнят, но зато запоминают что-то очень яркое, стрессовое. Вот, видимо, такое состояние у меня тогда и было. Причём тот момент я помню и вижу так же чётко, как вот прямо сейчас.
Было это в 1961 году. Мы жили тогда здесь, в посёлке лесозаготовителей на 16 километре ребольского тракта в 20 километрах от Оленьего. Это сейчас тут лес, а тогда здесь стояли несколько обычных щитовых домов. Сейчас только едва крыльцо моего дома можно различить.
Я вышел погулять около этого самого крыльца. Осенью или весной — сейчас не скажу. Но на мне пальтишко было, шапка. Играю я на крылечке. Голову поднимаю в сторону леса, и вижу: он стоит в 15 метрах. Амбал. Что сразу бросается в глаза — шеи нет, мощный торс и смотрит на меня. Так смотрит, что я зрачки даже вижу. Помню это чётко и ясно. Сам обросший весь, коричневый мех, если это мехом можно назвать, руки длинные, ниже колен. Я хочу кричать, орать, но не могу. Меня словно парализовало.
Покуда он смотрел на меня, я ничего не мог сделать. Полное оцепенение. Только когда он начал поворачиваться к лесу, когда отвёл взгляд, я заорал как резаный и бросился к крыльцу. Как сейчас помню, как он поворачивался — спокойно, не согнувшись. Повернулся и пошёл в лес, как в американском том знаменитом видео показывают. Потом уже мать выбежала, стала успокаивать, а я тогда даже рассказать ей ничего не мог, маленький был.
Много лет прошло. Мне уже лет 20 было. В журнале «Наука и жизнь» я прочитал статью про женщину, которая жила где-то в средней полосе России. Она детство вспоминала. Ей 13 лет. Дом их на окраине был, родители уехали на сенокос. И вот она тоже увидела его. Тоже хотела кричать, бежать, но ничего не могла сделать. Только когда он ушёл, повернулась, забежала в дом и спряталась под кроватью.
И здесь у нас, в Оленьем, не только я его видел, но и другие люди. Так что свидетелей хватает, потому и мне сомневаться не приходится. Вот только снежный это человек, или человекообразная обезьяна – большой вопрос. Я лично, как человек верующий, считаю, что видел человекообразную обезьяну. В мистику не верю. Но то, что есть такое чудо у нас, не сомневаюсь.
Есть или нет?
Конечно, все три истории про снежного человека вполне себе можно отнести к небылицам. Издревле было свойственно нашим людям придумывать леших и русалок, лесных духов и прочих кикимор, верить в них и, что любопытно, видеть их наяву. Так уж устроено сознание человека, живущего рядом с лесом. Недаром и мифов у нас немало об этом.
Вот только увидеть грань между мифом и реальностью не так просто. Простой вопрос: зачем взрослым людям независимо друг от друга придумывать истории про снежного человека и рассказывать в таких подробностях журналисту? И неужели все трое, а если взять друзей двух рассказчиков, то все пятеро, могли принять за непонятное существо медведя или лося? В это верится с трудом. Но так как доказательств я не имею, оставляю читателям самим выбрать — верить или не верить жителям Оленьего.
Чуть не забыл. Позиция науки в отношении снежного человека с годами не меняется. Она такая же, как у криминалистов. Нет тела — нет дела. Железный аргумент мне привёл старший научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН, кандидат биологических наук Константин Тирронен.
– Не может быть популяции, состоящей из нескольких особей, — сказал он. — А речь, судя по всем свидетельствам очевидцев, рассказам, может идти об очень редком виде. Такая малочисленная популяция просто обречена на вымирание, как любой вид животных. То же могу сказать и про лохнесское чудовище и много ещё про кого. Не может крайне малочисленная популяция существовать в природе. Она по всем законам жанра вымирает. Именно поэтому, несмотря на рассказы, наука остаётся при мнении, что снежного человека не существует.
Верите ли вы в существование снежного человека? Поделитесь вашим мнением об этих историях. Расскажите свои, если такие у вас есть.
Источник – тут.

Снежный человек

Сне?жный челове?к (йети, сасквоч, бигфут англ. bigfoot, энжей, леший, авдошка, алмасты) — легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней с доисторических времен.
Описание
В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным и мускулистым телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более. Возможно обладает способностью воздействовать на сознание людей, внушая мощный страх или заставляя не замечать своё присутствие.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.
Происхождение названия
Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Местные жители пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.
Существование
С точки зрения официальной науки существование снежного человека не подтверждено и не считается доказуемым, а все «доказательства» являются фальсификацией. Представляется очень маловероятным, что подобный вид живого существа так долго ускользал от человека, что и является косвенным доказательством того, что снежного человека не существует.
С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств.
Генетические исследования
В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса. Согласно анализам двух образцов волос — из западного района Гималаев, и из Бутана — выяснилось, что образцы ДНК полностью индентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем.
Таким образом, доселе неясно, существует ли он на самом деле. А каково ваше мнение?

Тарбагатайский йети (реальные истории очевидцев)

«Меня очень заинтересовала ваша рубрика «Мистика». И вот почему. С моим мужем мы поженились в 1982 году. Это мой второй брак. Прожили какое-то время. Как-то по телевизору увидели «снежного человека», и тогда мой муж Яков Иосифович Зайцев рассказал эту историю» — так начала свое письмо наша читательница из села Куйтун Тарбагатайского района Анна Федоровна Зайцева

Неожиданная встреча

Ее муж — уроженец села Надеино Тарбагатайского района, что в семи километрах от Куйтуна. Родился и вырос в многодетной семье. Родители его имели 12 детей. Отец Иосиф Семенович сначала работал механизатором. Во время сенокосных работ приходилось делать разную работу, но чаще всего в обеденный перерыв он «бил» косы женщинам, которые обкашивали канавы, неудобные места в кустах.
Приходилось «бить» до 30 кос, но делал он это быстро, ловко и умело. Ещё оставалось время сбегать в лес, который был рядом с покосами, посмотреть бруснику, чтобы потом отправить своих домочадцев за ягодой. Было это примерно в 1968 — 1969 году.
«Моему мужу Якову было тогда лет 12 — 13. Много мальчишек в то время работало на покосах «копковозами». После обеденного перерыва начиналась уборка сена.
Мальчишки верхом на конях «подваживали» копны или «волокуши» сена к зароду, где уже орудовали зрелые мужики, чтобы правильно уложить зарод. Чаще всего его укладывали «кабаком», — приводит интересные детали наша читательница. Сначала чуть поуже, а средняя часть немного выступала над нижней, верхняя закруглялась. При такой укладке сено не очень-то промокало, а дожди в те годы шли неделями.
«Солнце как-то не очень грело в этот день, сено должно было высохнуть только под вечер. Недалеко, в местности Малый Алентуй, была нурферма. Тетя Лена, которая там работала, давно мечтала запастись брусникой на зиму. Тогда отец моего мужа спросил у сына Яши, помнит ли он то место, где они недавно собирали ягоду. Яша кивнул головой, на что отец сказал: «Бери с собой тетю Лену и веди её на то место, уж там-то брусники видимо-невидимо!» — вспоминает Анна Федоровна.
Ягодники быстро насобирали брусники и сели под берёзами отдохнуть да перекусить. Здесь же рядышком бегала собачка тети Лены. Вдруг она перестала резвиться, даже не доев брошенных ей кусочков хлеба, съежилась, завиляла хвостом и прижалась к тёте Лене.
«В это время мы услышали тяжелые шаги, причем отчетливо: под чьими-то ногами трещал хворост. И вдруг в метрах 10 — 12 мы увидели странное громадное существо. Ростом оно было более двух метров, тело покрыто не очень густой шерстью, руки огромные с длинными пальцами и свисали ниже колен.
«Я как сейчас помню его глаза: они были круглые, желтого цвета, большой рот, крутой лоб, ноздри приподняты. Он остановился на мгновение, посмотрел на нас. У меня на голове была кепка, так от того, что у меня волосы поднимались дыбом, я несколько раз удерживал ее на голове, — рассказывал супруг Анне.
Фото: levashov-media.com
— «Снежный человек» так и дальше пошел, в такт своим редким шагам помахивая длинными руками. Мы с тетей Леной потеряли дар речи. Не помню, как вскочили, схватили сумки с брусникой и побежали к трассе. Собака с громким лаем бросилась вперёд нас. Пришли, да не пришли, а прибежали домой, рас сказали всё дома, потом односельчанам, но над нами смеялись, говорили, мол, померещилось. Ладно бы одному, но двоим-то сразу не могло померещиться!».

На второй день

Тёти Лениной собаки нигде не было. На второй день муж тети Лены дядя Сысой запряг лошадь и поехал искать собачку.
— Свернешь с трассы, а там пшеничное поле, потом скалы. Так свою собачку дядя Сысой нашёл разбившейся у подножия скал. Собачка была напугана не меньше нас. Она пустилась напрямик, спрыгнула прямо со скалы и разбилась, — говорил он.

40 лет спустя

С тех пор прошло более 40 лет
«Иду я однажды из магазина. Проезжающий на машине Иван Антонов остановился подвезти меня. Он тоже рядом из Надеино, но живет у нас в Куйтуне на соседней улице. Едем мы с ним, и зашёл разговор о «снежном человеке». По телевизору показывали. И вот он мне говорит: «Знаешь, Анна, у нас в Надеино долго обсуждали один случай. Сысоиха рассказывала, будто она видела в лесу точно такого же.
Ей, правда, мало кто верил. Ещё рассказывала, что в лесу была не одна, с ней был наш надеинский мальчишка, не помнит кто». Тогда я ему сказала, что это был мой муж Яков, он тогда был мальчишкой и привел тётю Лену на брусничное место», — пишет Зайцева.
Она сначала тоже не верила мужу, но, когда Иван рассказал, что в Надеино долго обсуждали эту историю, поверила. «Тети Лены уже нет в живых, но мой муж жив-здоров, слава богу! Он помнит это место. Мало того, он все эти годы мечтает оказаться на том месте, посмотреть в скалах, может, волосы хотя бы где остались от того существа или какая-то лежанка. Место это находится в Надеино, недалеко от трассы. Так что если кто-то заинтересуется моим рассказом, может приехать. Яков Иосифович с большим удовольствием уведёт вас на то место и сам более подробно расскажет», — приглашает Анна Федоровна.
В конце письма она добавила, что когда ее муж начал жить в Куйтуне, однажды в бригаде рассказал этот случай. Один из мужчин, Тимофей Тимофеевич Борисов, ему поверил. Мало того, он сам рассказал, как в Куйтуне в местности Зохажа или Подморево он встретил такое же существо. То была женщина — сквозь волосяной покров отчетливо можно было разглядеть женскую грудь.

«Алмас», или хун-гурэсу

В наших краях рассказы о «снежном человеке» не считались чем-то не обычным с древности. В монгольских языках йети называют хун-гурэсу — человек-зверь. Часто обозначают одним словом «алмас». Его искали и о нем писали такие выдающиеся бурятские ученые, как Базар Барадийн, Цыбен Жамцарано и Бямбын Ринчен. К ним подключался даже знаменитый русский географ-исследователь Монголии Андрей Симуков. Он дедушка по матери самого уважаемого сегодня политика Монголии бурятского происхождения Оюун Санжасурэнгийн.
По описаниям очевидцев алмасы, проживающие в горах
Центральной Азии выглядят именно так
Фото: fatahsays.blogspot.ru
Приводим фрагмент интервью нашего земляка в 1930 году.
«Я мог бы рассказать множество подобных историй, но, боюсь, вам они покажутся легендами, суевериями темных людей. Однако меня эти рассказы убеждают, что «алмасы» действительно существуют. В описаниях путешествий по Центральной Азии часто встречаются упоминания о «диких людях»… Все эти факты идут из древности. Впрочем, есть источники и совсем недавнего времени.
В 1906 году профессор Барадийн шел караваном в песках Алашани. Однажды незадолго до захода солнца каравановожатый, посмотрев на холмы, вдруг испуганно закричал. Караван остановился, и все увидели на песчаном бугре фигуру волосатого человека, похожего на обезьяну. Он стоял на гребне песков, освещенный лучами заходящего солнца, согнувшись и опустив длинные руки. «Алмас» с минуту смотрел на людей, и, заметив, что караван увидел его, скрылся в холмах. Барадийн просил нагнать его, но никто из проводников не решился», — рассказывал Цыбен Жамцарано в 1930 году журналисту газеты «Комсомольская правда».

Снежный человек: рядом с нами и повсюду – рассказы очевидцев – “Факты о невероятном”

Все прошедшее столетие ученые собирали сведения, касающиеся снежного человека: находили его следы, кости и шерсть, изучали особенности поведения, опрашивали очевидцев… (esoreiter.ru)
В начале же нынешнего века в лесах стали находить необычные конструкции из деревьев, веток и палок: кто-то сгибал и скручивал ветви, в землю втыкал жерди, делая подобие частокола. Можно увидеть даже огромные стволы, которые в нескольких метрах над землей закреплены меж другими стволами. Кто и зачем соорудил в дремучем лесу такие конструкции?

Руны, как язык общения снежного человека

За последние годы выяснилось и кое-что еще: выкладывая ветки определенным образом, снежные люди оставляют друг для друга некие знаки, напоминающие руны. Группа канадских исследователей под руководством Рэнди Бриссона обнаружила и зафиксировала свыше 3 тысяч таких знаков. Ученые проводят классификацию «рун» и уже начали понимать, что те означают.
В Казахстане (Алматинская область) живет исследователь, умеющий общаться с йети при помощи подобных знаков. Он выкладывает на земле надпись из палочек, а вместо нее назавтра появляется другая. К примеру, однажды исследователь, которого зовут Николаем, попросил снежного человека принести на это место камень. К следующему утру камень был принесен, а рядом Николая ждало сообщение с просьбой принести кукурузу, что тот и сделал. На следующий день оба початка исчезли.

Удивительная встреча со снежным человеком

Кемеровская область – регион, где нередко можно встретить снежного человека. Летом 2015г. там произошел удивительный случай.
Художник Андрей Любченко пошел в лес, чтобы запастись берестой и прочими необходимыми ему для творчества материалами, и там вплотную столкнулся с йети. Волосатый гигант молча смотрел на художника, и Андрей почувствовал вдруг, что тот мысленно говорит с ним. При помощи телепатии снежный человек поведал, что он живет в лесу со своей семьей и что люди сильно загрязняют место его обитания.
Внимая этому беззвучному диалогу, Любченко взял карандаш и стал набрасывать на бересте портрет собеседника, а затем показал тому. Снежный человек кивнул и нацарапал ногтем знак возле рисунка – таким образом, он оставил автограф (смотрите фото выше). На мысленный вопрос Андрея, как его имя, снежный человек ответил: «Табан». Позже здешний шаман объяснил, что это слово может быть переведено с шорского языка как «Большая нога» или «Неуловимый».

Снежный человек в Подмосковье

Не стоит, однако, полагать, что снежные люди обитают только в отдаленных и глухих лесах. Жительница Раменского района, который находится в 60-70 километрах от Москвы, Валентина Титова занималась работой на дачном участке, как вдруг услышала сзади какой-то шорох. Обернувшись, женщина остолбенела: из кустов вылезало огромное существо. Великан шагнул в сторону испуганной женщины и остановился, встретившись взглядом с ней. По словам Валентины, рост незваного гостя достигал примерно 270 сантиметров. По прошествии нескольких секунд существо начало исчезать, словно на него опускалась какая-то пленка, постепенно скрывая тело.

Истории про йети: снежный человек существует? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

По рассказам, есть два вида йети (разные народы зовут их по-разному: сасквоч, бигфут, энжей…). Один вид – огромные существа, от двух с половиной метров и выше, внешний вид которых увековечен голливудскими дизайнерами, – это знаменитый «Гарри – снежный человек». Именно этот живописный образ не дает покоя исследователям. Другой вид – маленький йети, напоминающий обычную обезьяну.
Мне рассказывали о случае в Восточной Сибири, когда отец и его взрослый сын встретили в тайге странное создание, очень напоминающее идущего на задних лапах волка. По описанию это был обычный… павиан. Вся загадочность ситуации в том, что этот вид тропической мартышки в сибирских лесах не водится.
Двое неробких мужчин вспоминали ужас, охвативший их при этой встрече, и необычное, в высшей степени странное ощущение, будто они подглядели что-то запретное. Если их рассказ достоверен, маленький снежный человек, возможно, обитает не только в Гималаях, ареал его распространения шире и охватывает необжитые человеком пространства Центральной Сибири.

Какой, к лешему, дембель?

Автор фото: РИА Новости
Другой недавний яркий случай встречи со снежным человеком произошел тоже в России, но уже на крайнем западе – в карельских лесах близ города Зеленогорска. Мохнатый, огромный лесовик повадился приходить на размещавшуюся здесь «точку» – воинскую часть с небольшим гарнизоном личного состава.
Об этом рассказали газеты и телевидение: первоначально его обнаружили часовые, охраняющие периметр, но ребята-первогодки постеснялись доложить об этом начальству. Еще бы, среди ночи, когда северный мороз в буквальном смысле трещал в округе, из ночного мрака в периметр, скудно освещенный раскачивающимися на ветру лампами, входит… воплощение детских кошмаров, косматое чудище на задних лапах.
Через несколько дней этого же гоминида увидели офицеры. И не по одиночке, а… все вместе!
Его замечали не менее пяти раз. Однажды он явился на вечернюю поверку к стоящим шеренгой бойцам. Тихо шел за взводным, который, ничего не подозревая, удивился, увидев бледные лица солдатиков, напряженно смотрящих куда-то за спину командира. Тот оглянулся и тоже онемел: огромный снежный человек шел, неся в руках авоську с продуктами, которую он отцепил с форточки на высоте почти четырех метров.
В лесах Карелии косматого лесного человека встречали и в других местах. Как и в новгородских чащобах, где в разных районах его кличут по-разному. Причем иногда ласково, иногда боязливо. Словно речь идет о разных породах.
Ученые-гоминологи придерживаются мнения, что пород, или, по-научному выражаясь, «подвидов», снежного человека действительно несколько. Они отличаются ростом, размерами и степенью волосатости. Иногда гуманоиды скрещиваются между собой. Так вот с «результатами» этих смешанных браков – лучше не встречаться. Они значительно агрессивнее крупных йети.
Есть сведения о браках между снежным человеком и людьми. Разумеется, даже намека на счастье в таких отношениях нет. Во всех такого рода легендах отчетливо угадывается отчаянное одиночество снежного человека. Как правило, детей в данном сожительстве не бывает. Но после ночи, проведенной со снежным человеком, женщины уже не в состоянии вернуться к людям, он словно околдовывает, завораживает их.

Адам без Евы, Ева без Адама

По рассказам Михаила Ельцына, российского исследователя реликтового человека, в середине восьмидесятых ему стала известна история одного советского геолога в горах Таджикистана. Жарким летним днем двое легко одетых мужчин занимались геодезической съемкой для нужд пограничников. Неожиданно один из них услышал крик. Бросился к тому месту, где был его коллега, но увидел только обрывки одежды.
Товарищ был похищен огромной самкой йети, которая приняла взрослого человека за детеныша. Ведь детеныши у гоминидов безволосы.

Здесь живет чудобище. Рассказ про кологривского снежного человека – Кологрив – лучший город Земли

Его встречают в горах и лесах разных стран на всех континентах. Называют «снежным человеком», «бигфутом», «йети». Кологривские жители прозвали неизвестное существо «чудобищем».
…Сначала охотник спиной почувствовал его взгляд, пронизывающий и цепкий. От такого взгляда кидает в холодный пот и хочется бежать, куда ноги понесут. Охотник медленно повернул голову. Неподалеку, в паре десятков метров, стоял трехметровый великан. Не человек, не зверь, весь покрытый густой темной шерстью. Их взгляды встретились. Какую-то пару минут они молча смотрели друг на друга. Потом великан развернулся и скрылся в лесу. Охотник до сих пор помнит его гипнотизирующий взгляд. Взгляд, от которого душу выворачивает наизнанку…
В кологривской тайге снежного человека охотники и грибники видели много раз за последние десятилетия. Одним из последних встретил чудобище Вениамин Пожилов. «Вместе со своим приятелем, – рассказывает он, – я рыбачил на реке Марханга. Случайно бросил взгляд на противоположный берег и там, в кустах увидел его. Он недвижно стоял и смотрел на нас. Ростом под три метра, покрытый коричневой шерстью, почти без шеи, низкий лоб. Где-то две-три минуты он смотрел на нас, потом мы буквально на миг отвернулись, а когда снова посмотрели на другой берег, там уже никого не было. Словно испарился». А вот как его описывает бывалый охотник и рыбак Николай Ежов: «Стоит, около трех метров ростом. Мощного телосложения, поросший темноватой шерстью. Огромные мускулы. По спине холодок пробежал. Сразу появилось ощущение нечеловеческой силы».
При разных обстоятельствах встречаются кологривчане со снежным человеком.
Однажды существо вышло к охотничьему костру. Охотник Николай Ульянов из лесного поселка Колохта хоть и бывалый, но не на шутку испугался, спрятался в домике и оттуда наблюдал. Чудобище минут десять постояло неподалеку от костра, после чего неспешно растворилось в ночном мраке. Другой, как и Вениамин Пожилов, видел огромное существо, покрытое шерстью, на рыбалке. Чудобище, распластавшись, расположилось на стволе дерева, нависшего над рекой. Это истории последних лет. Среди видевших лохматого незнакомца также много уважаемых и известных в Кологриве людей. В том числе бывший глава района Павел Кудельников и местный судья. И заподозрить этих людей в мистификации или в откровенном вранье просто невозможно.
Первые свидетельства о том, что в бескрайних лесных массивах в верховьях реки Унжи завелись «волосатые оборотни», стали появляться еще в XIX веке. Уроженец деревни Ивановское В.П. Хробостов рассказал, что верховья Марханги и р. Степановка в здешней округе издавна пользовались дурной славой. Был негласный запрет в старину: в эту сторону не ходить ни за грибами и ягодами, ни на охоту и рыбалку. Даже скотину не пускали. Именно где-то здесь пропала без вести неосторожно заблудившаяся в лесу его родственница. Долгие поиски закончились безрезультатно. Как он вспоминает, под конец уставшую лошадь ему пришлось вести в поводу. Проваливаясь в топь дороги по брюхо, она боялась ступать дальше. До сих пор эту тайну хранит лесная глушь.
Место обитания чудобища
Какое-то время все эти явления списывались на религиозные предрассудки. Потом были революция, коллективизация, война, и народу стало не до чудовищ. Рукотворные чудеса новой эпохи полностью затмили природные «непонятки». Впрочем, видели чудобище и в годы построения коммунизма. Вот рассказ Бориса Порфирьевича Урюпина, уроженца деревни Церковное, расположенной на самом севере Кологривского района.
«Это случилось в конце лета далекого теперь уже 1956 года. В тот день на лодке-долбленке я рыбачил в полутора километрах вверх по течению от своей деревни Церковное. Под конец рыбалки, собираясь плыть домой, увидел на левом берегу женщину. Она стояла в кустах смородины и малины в 60 метрах от меня. Собирала ягоды и ела, изредка поглядывая на меня. Самое странное, по тем временам, – на голове не было платка. Волосы светлые и густые спадали до пояса, а может и ниже. Про себя отметил, что женщина огромного телосложения.
Дней через 8-10 начались занятия в школе. Школа-семилетка была в Копьеве, в 2 километрах от Церковного, через лесок. Посреди лесного кусочка дороги – «волока», по-нашему, ручеек через дорогу, через него мосток из бревнышек, чтобы лошадь с телегой проезжала. И вот, дня через 3-4 после начала учебного года, четверо учеников младших классов шли по этому волоку с полевыми сумками, ранцами с учебниками и небольшим обедиком в них. Был среди них мой двоюродный брат, на 3 года младше меня. Подходя к мосточку, весело между собой «базаря», миновав поворотик дороги, они увидели… огромного роста мужика. Самое жуткое и непонятное – он был весь в волосах, точнее – в шерсти, с головы до пяток босых ног, темного, грязноватого цвета, голова прямо из плеч, и весь вид его говорил о бычьей мощи. Рука, похожая на обрубок бревна, свисала до колен и даже ниже. А «мордуленция»… мама родная, не приведи Господь, увидеть еще где-нибудь такую, да еще в потемочках…
Мужик сутуло стоял в полоборота, правым боком посреди дороги у самого мостика и хмуро глядел на приближающихся детей. А те, внезапно увидев перед собой такое страшилище и смекнув, что и к чему, дружно «рванули» назад, подбадривая себя воплями и криками, побросав сумки и ранцы куда попало…
Дома рассказали, что и как. Ох, и смеха тогда было, хохотали над ними до слез. Средь бела дня такое!… Потом старейшие и мудрейшие вынесли «вердикт»: кто-то из старших ребят «напялил» на себя пару старых шуб кверху мехом и пугнул малышей, подшутив, стало быть, всего лишь. Просто и ясно, что в те времена очень ценилось…
И лишь лет через 25 лет после той истории, когда начали появляться сообщения о встречах со «снежным человеком», я сообразил, что за женщину я видел на берегу Понги и что за волосатый мужик так напугал четверых школьников начальных классов. Видимо, это была семейная пара этих самых реликтовых гуманоидов, какое-то время обитавших в нашей местности. Именно тогда были случаи бесследного исчезновения коров, я припоминаю, какие скандалы были…»
Кологривское чудобище
Снова о кологривском феномене вспомнили в конце прошлого столетия, когда на постперестроечной волне у населения проснулся интерес к всевозможным загадочным явлениям. Со временем бум прошел, но свидетельства о встречах на Унже с непонятными существами не прекратились. Напротив, этих свидетельств стало гораздо больше. Любопытно, что рассказы совпадают почти до деталей. «Шел по лесу, ощутил спиной ледяной пронизывающий взгляд. Медленно обернулся. Под сосной (березой, осиной, елкой) примерно в 30-40 метрах от меня стоял и, не мигая, смотрел волосатый великан. На медведя и обезьяну не похож. Общее – только густая шерсть». Судя по свидетельским показаниям, загадочное существо не агрессивно. Оно просто стоит и смотрит. Но многие люди чувствуют безотчетный страх – «как будто заглянули в глаза дьяволу». А особо впечатлительные, особенно женщины, тут же падают в обморок. Словно сговорившись (а это исключено), свидетели рисуют практически идентичный портрет лесного незнакомца. Ростом около 3 метров. Стоит прямо, не сутулясь. Здоровенные мускулы, широкие плечи, шеи почти нет. Морда волосатая, огромный рот, маленький приплюснутый нос, угрюмые глаза.
Алексей Ширяев, работающий в районной администрации, человек пунктуальный и педантичный, всерьез занимается изучением феномена местного снежного человека. Алексей Анатольевич на основе рассказов очевидцев, даже не знакомых друг с другом, пришел к таким выводам: встречи с чудобищем происходят в августе-сентябре, в глухих местах, далеких от населенных пунктов, но всегда близко от воды, как правило, в сумеречное время суток. Именно в эти месяцы леса наиболее часто посещаются охотниками, грибниками и ягодниками. Все свидетели дают схожий «портрет» снежного человека: очень высокий, мощный, покрытый густой темной шерстью, длинные руки, полуметровые следы ног. И взгляд! От этого взгляда становится не по себе. Еще Алексей Анатольевич подметил любопытный момент: видели чудобище исключительно мужчины. Женщины же только чувствовали что-то нехорошее, жутковатое. Собрав все свидетельства, Алексей Ширяев определил на карте «ареал обитания» существа. Вышло, что живет он в самой что ни на есть кологривской глуши. Однако, костромской йети, скорее всего не одинок. Его близкие родственники были неоднократно замечены в соседних Архангельской, Кировской и Вологодской областях.
В места, где обитает кологривское чудобище, не раз приезжали исследователи непознанного. Одна из таких экспедиций к речкам Марханга и Степановка состоялась в августе 2007 года под руководством доктора географических наук, биолога и историка Игоря Игнатова. Исследователи прожили около недели в местах, где не раз видели йети. Тогда ученым удалось обнаружить огромные следы босой человеческой ноги. Журналисты местной газеты «Кологривский край» пообщались с Игнатовым. Подтвердилось, что урочище Степановка – место не совсем обычное и более того, аномальное.
Река Степановка. На ее берегах видели йети
– Мы прислушивались к своему самочувствию, – рассказал Игорь Игнатов, – Были внимательны к тому, что творится вокруг. Не зря Ширяев нас предупреждал о некоем давлении в этих местах. В первые темные ночи у меня перед глазами плавали светящиеся геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги. Раньше со мной ничего такого не было. Причем заметно, что это неосознанное психологическое давление концентрируется в долине речки Степановка. Это подтвердили и замеры кровяного давления. Перед заходом в лес – нормальное, а потом через 15 минут – 134 на 88, особенно если идти по пустырю (то есть, по бывшему хутору). Даже у Гены (молодой член экспедиции), который еще не знает, что это такое, давление доходило до 150 на 96.
– И с чем это связано? Какая причина?
– Аномалия явная. Думаю, геопатогенного характера. Причина внутри земли, что-то не так здесь с геологическими породами, то ли какие-то подводные течения или водные пустоты, может быть, есть какой-то разлом скальных пород с неизученным излучением. Наука об этом имеет слабое представление. В точности пока нельзя объяснить, что это такое. Но не зря эти места люди издавна обходили стороной. Да и животных мы здесь тоже не встречали. Охотники тоже не раз говорили, что в этих местах, бывает, сбивается компас.
– Ну, а следы снежного человека? – торопились мы услышать сенсационное заявление ученого.
– Зная, что здесь видели реликтового гоминоида, мы не без интереса просматривали, изучали встречавшиеся следы. Особенно на отмелях, илистых участках реки, где они могли всего заметнее отпечататься. И мы нашли интересный след (тут мы затаили дыхание!), который пока не имеет никакого объяснения. Но только очевидно, что не медвежий, и не современного человека.
– Что же он представляет?
– След очень длинный. Мы измерили, и он составляет где-то 46 см. в длину. Но дело в том, что пяткой выдавлена часть берега, и он может быть больше. С толстыми закругленными пальцами, без когтей. То, что это след не медвежий, а огромной необутой человеческой ноги, совершенно очевидно. Была бы дырка, сужающаяся к носу сапога, а тут след, расширяющийся вперед, заканчивающийся округлыми отростками. Да и след достаточно глубокий – до 7-8 см вмят в почву. Мы пробовали сделать свой – более 2-2,5 см не смогли. Рядом, метрах в двадцати, мы нашли еще один след на более твердом грунте – такой же большой, но менее четкий. Исходя из огромных размеров, максимальной ширины 24 см, это огромная стопа.
– Были ли еще какие свидетельства присутствия необычного?
– Были ночью парные стуки в окно: тук-тук. Я проснулся, сначала даже похолодел. Потом повторились и один отдельный. Выскочил, посветил фонариком – никого, никаких следов. Вряд ли птица так могла постучать. Веток рядом тоже не было. (Может быть 3-метровое существо огромным пальцем стукнуло и бесшумно отскочило в лес?! Тут уже фантазия хоть очевидца, хоть читателя безгранична!).
Cлед кологривского йети
Как утверждает Игнатов, все это происходило в темные глухие ночи. В лунные же ничего такого не наблюдалось. Все это загадочно, так как по заверениям ученых ни одного человека, никаких следов в течение недели не встречали.
Кто же он (она, оно) – это кологривское существо? Насчет снежных людей есть множество версий. Большинство исследователей считают, что мы имеем дело с потомками неандертальцев. Снежные люди встречаются только в глухих горных и лесных массивах. И это закономерно, полагают сторонники данной гипотезы, там их не смогли в свое время истребить люди современного типа. Якобы поэтому снежные люди нелюдимы. Боязнь человека у них на генетическом уровне.
Если где и должен был объявиться снежный человек, так именно в Кологривском районе – самом загадочном и таинственном среди прочих районов центральной России. С его «аномальными зонами», чудесами, святыми и отшельниками. Крае реликтовых, величественных лесов, среди которых человек чувствует себя букашкой, песчинкой, а вовсе не властелином мира. Поэтому чудобище поселилось в этой аномалии далеко не случайно, став еще одной загадкой кологривского края. И нам не раз предстоит услышать о новых встречах с ним, об его угрюмом «дьявольском» взгляде.
Кстати, в Кологриве разработан туристический маршрут «В поисках чудобища», все желающие могут отправиться на пару дней в глухую тайгу, пожить на природе, порыбачить и пособирать грибы-ягоды. И кто знает, возможно вам повезет и вы увидите кологривское чудобище. Обещаем, что зрелище будет очень сильное и останется в памяти на всю жизнь.
Эмиль Тимганов

Снежный человек

Легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Его существование утверждается многими энтузиастами, но на текущий момент не подтверждено.
Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду людей, сохранившееся до наших дней с доисторических времен. В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеей и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами, с густым волосяным покровом по всему телу — чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как “Homo troglodytes (человек пещерный)”. Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде — моторную лодку. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди. Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест. Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.
Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека. О снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.

Алтайские йети

Родом я из Горного Алтая. Часто вспоминаю случай из детства и рассказы моей бабушки об этих местах, и одним из них хочу поделиться.
Когда мы, я и брат (он старше меня на три года), были маленькими, бабушка нам часто говорила, чтобы мы не ходили далеко в горы и лес. Она уверяла, что там живут очень большие обезьяны – гориллы, которые могут напасть на человека, утащить с собой в пещеры и съесть. Мы это слышали от нее постоянно, равно как и «правдивые» истории о том, как в соседних деревнях эти гориллы воровали детей и взрослых. Но даже я, совсем маленькая, не верила в бабушкины сказки. А брат и соседские дети так попросту ее высмеивали. Ведь она честно признавалась, что только слышала про горилл, но сама их никогда не видела.
Четыре года спустя брат и еще человек пять соседских детей в очередной раз собрались по грибы именно к тем горам, куда запрещала ходить бабушка. Я тоже стала побыстрее собираться, чтобы, не дай Бог, не отстать от них. Но, пока я искала свободную корзину, они от меня сбежали. Не хотелось им с собой тащить совсем маленькую девочку – путь-то неблизкий.
Посидела я немного дома в одиночестве, но мне так хотелось быть рядом с братом и его компанией, что я решила: пойду догонять их, найду по следам! Я хорошо знала лес и догадывалась, куда они могли пойти. Ведь запрет бабушки мы нарушали не раз. Вскоре я залезла на первую попавшуюся на моем пути гору в надежде заметить ребят сверху. Но, осмотревшись по сторонам, никого не увидела. Пошла дальше, забралась на вторую гору. Высматриваю их и вдруг замечаю: у подножия горы огромный лохматый человек! Или не человек? Шерсть на нем длинная, неопрятная, свалявшаяся в комки, темно-коричневая. Он, как будто почувствовав мой взгляд, резко остановился и повернул морду (или лицо, не знаю, как правильнее будет) в мою сторону. Я же от ужаса не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Мы издалека смотрели друг на друга. Он находился у подножия горы, и, чтобы добраться до меня, ему нужно было для начала преодолеть глубокий овраг. Быстро этого, конечно, не сделать.
Несмотря на приличное расстояние, я, благодаря острому зрению, хорошо рассмотрела выражение его пронзительных глаз. Они были большие и круглые. Крупным у гориллы был и нос. Еще запомнились отвисшие губы. Обезьяна обезьяной!
Неожиданно существо сорвалось с места и нырнуло в овраг. Все ясно: это чудовище решило схватить меня, Утащить в пещеру и съесть! Оцепенение прошло, я снова чувствовала руки и ноги и бросилась бежать в сторону деревни. Горилла то ли не догнала меня, то ли и не преследовала такой цели, а я неправильно оценила ее намерения. Домой я пришла испуганная, в грязной одежде – иногда на спусках падала и катилась кубарем. Когда вернулся брат, я пыталась ему рассказать про встречу, но он лишь смеялся да крутил пальцем у виска. Больше я никогда и никому про это не рассказывала, все равно не поверят.
Автор – неизвестен.
Источник.

Рассказы о снежных людях » ОКО ПЛАНЕТЫ информационно-аналитический портал

“В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полудикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений, появился человек необыкновенный. Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по виду дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза, налитые кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую одежду из невыделанной медвежьей шкуры…”
В 1972 году я работал в низовьях Печоры, бывал и на Ижме, где родилась эта старая легенда, и так уж вышло, что она надолго приковала к себе мое внимание.
Герой ее – Яг-морт в отличие от Верса, сказочного лешего, выступает как реальное существо. Да и название его в дословном переводе не что иное, как “лесной человек”.
Я занялся сбором рассказов и легенд о Яг-морте. Меня поразила не только их свежесть, но и очень реалистическое описание наружности и поведения Яг-морта.
Вот одна из историй, рассказанная ветераном Отечественной войны Булыгиным Ефимом Ивановичем, русским по национальности, жителем села УстьЦильма: “В 20-м году, мне тогда было 15 лет, косили мы сено на реке Цильме, километрах в десяти отсюда. Я, еще человек шесть мальчишек и двое взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где мы жили во времена сенокоса.
Вдруг на противоположном берегу появились две непонятные фигуры. Один маленький, черный, другой огромного роста (больше двух метров), серый, белесый. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали.
Там нашли следы и большого и маленького. Особенно много их было вокруг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел хорошо. Они были очень большими, как от валенок. Резко выделялись пальцы. Их было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на человеческий, но плоский, как у медведя, а пальцы не прижаты, как у человека, а немного расставлены в стороны”.
Ефим Иванович рассказывает это тихо, немного смущаясь, будто боясь, что я не поверю. Его жена, Мария Ивановна, тоже помнит эту историю. Ефим Иванович по памяти нарисовал странные следы, будучи уверенным во всех деталях своего рисунка.
Подобные рассказы я слышал из уст Вокуевой Марии Николаевны из села Трусова, Тороповых Ивана Федоровича и Ульяны Ивановны из села Медвежка и многих других. Встреча с загадочными обитателями леса произошла и у супругов Харламовых из города Жигулевска Куйбышевской области, людей заезжих и случайных в этом крае, больших любителей туристских походов.
Во время одного из них, в 1956 году, на речке Айюва в Коми АССР, им встретились необычные существа, похожие на человека, которые по внешнему виду очень напоминали виденных Булыгиным. Странные лесные обитатели, по их описанию, отличались великолепным телосложением, высоким ростом, отсутствием одежды, длинными черными волосами, звонким нечеловеческим хохотом. Внезапно появились и так же внезапно исчезли, стремительно переплыв под водой реку, и подняли шум уже на другой ее стороне.
Тайна Югорской земли
В августе 1975 года я был в нижнем течении Оби. С Лукой Васильевичем Тынзяновым меня познакомила председатель Васяковского сельсовета Евдокия Федоровна Костила, рекомендовав его как надежного и умелого проводника, человека, на которого можно положиться всегда и во всем. Лука Васильевич и поведал мне одну из загадочных тайн древней Югорской земли. Его рассказ приведен дословно:
“Году в 60-61-м я шел вечером из Яраскогорта в Васяково по берегу Горной Оби. Со мной были две собаки. Они вдруг ощерились, залаяли и бросились вперед. Потом вернулись, потом опять убежали вперед и опять вернулись. Боязливо прижались ко мне и больше не лаяли. И сразу же из леса вышли два куля. Один высокий, больше двух метров, другой пониже. Я тоже испугался, потому что глаза у них горели, как два фонаря, темно-красным цветом. Они шли мне навстречу, и, поравнявшись, вдруг посмотрели на меня, только глаза сверкнули. Одежды совсем не было, на теле густая шерсть, но недлинная, короткая. И лицо и тело – все черное. Лицо выдвинуто вперед, руки довольно длинные, длиннее, чем у человека, и они как- то странно размахивали руками. Походка у них была какая-то необычная, не такая, как у людей. Они немного выворачивали ноги при ходьбе. Когда кули прошли, собаки сразу бросились в поселок”.
Мы слушали его с Викторией Пупко – доцентом Московского инженерно-строительного института и делали вид, что совсем не удивляемся.
– А кто этот куль, по-вашему? – спрашиваем в конце рассказа.
– Не знаю, – пожимает плечами проводник. – Утэнехти-аген – в лесу который бродит. Я его четыре раза видел. Два раза после войны сразу и два раза лет 15 назад.
На Нижней Оби, на реках Сыпя и Войкар подобные рассказы знает каждый, но не каждый станет их рассказывать первому встречному. Ханты – простой, доверчивый народ, очень осторожный и чуткий ко всякого рода прямолинейным расспросам и насмешкам.
Характерно, что рассказывали о лесном человеке не столько профессиональные сказители, сколько самые обычные люди – рыбаки и оленеводы, не знающие никаких иных “преданий старины глубокой”.
В городе Салехарде мы познакомились с замечательной русской женщиной вдовой прославленного революционера, устанавливавшего на обском Севере Советскую власть, Марфой Ефимовной Сенькиной.
В прошлом сельская учительница, Марфа Ефимовна отдала много сил борьбе с неграмотностью местного населения, и поэтому услышать рассказ, проливающий свет на интересующую нас тайну, из ее уст было особенно важно.
“До революции я с отцом постоянно ездила на промыслы по всему обскому Северу и полуострову Ямал. Было мне тогда 20 лет, и постоянно мы жили в Салехарде. Нередко останавливались у одного старого ханты недалеко от селения Пуйко.
Помню, начался сентябрь, ночи были уже темные, и по ночам часто лаяли наши собаки. Однажды этот лай стал особенно ожесточенным. На вторую ночь такой остервенелый лай собак повторился. Я спросила нашего хозяина-ханты, на кого они так лают, и он шепотом сказал, что это приходит Землемер.
– Какой Землемер? – не поняла я.
– Этой ночью я покажу тебе, – пообещал он. – Но только смотри на него осторожно – сквозь пальцы.
В полночь мы вышли из чума. Уже висела луна, большая, красная. Ждали, наверное, с час. И вдруг снова лай собак. В нескольких десятках метров я увидела необычайно высокого человека. Наши чумы окружал двухметровый тальник. Голова и плечи человека возвышались над ним. Он шагал очень быстро, крупно, напролом через заросли. Глаза его горели, как два фонаря. Такого страшного и такого высокого человека я никогда не встречала. Собаки с лаем бросились к нему. Одна, воодушевившись нашим присутствием, подбежала совсем близко. Человек наклонился и, схватив ее, бросил далеко в сторону. Мы услышали только короткий визг и мелькнувшее в воздухе тело. Человек быстро удалился, ни разу не обернувшись.
– Это что, леший? – спросила я старика.
– Не смей говорить этого слова, – испугался тот. – Ты позовешь его. Зови просто Землемер. Он приходит сюда каждый год в это время.
Одной собаки мы наутро недосчитались”.
Мы познакомились с десятками людей, лично видевших в разное время загадочное лесное существо, похожее на человека и в то же время ведущее странный, скрытный образ жизни. Но кто же он?
“Березовское чудо”
“Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза – один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голым, у рук имеете пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужеска пола.
Отставной урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березовский земский суд”. Ежегодник Тобольского губернского музея, Тобольск, 1907 год.
Так начинается одно из самых странных, неразгаданных дел, которые когда-либо велись в уголовной практике царской России. Документы о нем хранились в городе Салехарде в архиве краеведческого музея. Дело было донесено тобольскому губернатору и губернскому правлению. Далее следуют объяснения участников происшествия.
Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище, облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 саженей сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оное чудовище, которое и пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия при нем никакого не было, “ростом 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востроватые, у рук персты с костями, для испытания разрезывали тело, которое имеет вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего оставили без предохранения на том месте”.
Земскому исправнику дано приказание найти тело существа, но местные жители долго отказываются показать место, где оно убито, а потом приводят на поляну, на которой не было никаких следов. Так и осталось дело под названием “Березовское чудо” нераскрытым.
В Салехарде три специальных средних учебных заведения. В них учатся юноши и девушки со всего Ямало-Ненецкого национального округа, выросшие в семьях оленеводов, не один год кочевавшие с родителями по бесконечным просторам тундры. И вот провожу анкетный опрос будущих педагогов, фельдшеров, зоотехников.
На первый вопрос анкеты: “Встречался ли у вас в тундре дикий человек?”, из 60 опрашиваемых 48 отвечают утвердительно. 12 учащихся отвечают: “Не знаю”.
Вопрос второй: “Как ненцы называют дикого человека?” На этот раз одинаково ответили все 60: “Тунгу”.
Вопрос третий: “Кто сам или из близких родственников встречал его в недавнее время?” (Имелись в виду 60-70-е годы.)
Четверо видели тунгу своими глазами, но на значительном расстоянии, в густых сумерках. Детали облика описать не могут. У 10 учащихся его видели отец, дед или братья.
Вопрос четвертый: “Как описывают тунгу те, кто видел?” “Очень высокий и тонкий. Мохнатый, наверное, в шкуре. Оглушительно свистит и очень быстро бегает”.
Встречали его практически по всему Северу от Оби до Енисея, и в тундре Гыданского полуострова, и значительно южнее, в лесах по Надыму и Тазу. В поселке Ныла Надымского района, где я продолжал опрос уже среди опытных оленеводов и рыбаков, не было ни одного, кто бы отрицал его существование.
Почему-то здесь все одинаково утверждали, что тунгу часто встречался еще 15-20 лет назад, а лет 10 уже совсем не встречается.
“Куда-то ушли, наверное, в леса, которые южнее”, – говорили старики.
Вот типичный, обобщающий рассказ старого оленевода, пенсионера Евгения Григорьевича Тога: “Тунгу – дикий человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре. Очень высокий – два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: “Ру-ру-ру”. Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку, В 62-м году к нам в чум кидал песок и свистел. Но никто не вышел к нему. Все боялись. Еще раньше, в 29-м году, в августе, я видел следы. Они длинные и узкие. Тунгу бегает быстрей оленя”.
Характерно, что ненцы никогда не смешивают народность тунгусов (эвенков) и диких тунгу. Из опроса старых оленеводов Надымского района и из анкетного опроса учащихся Салехарда выяснилось, что встречи с тунгу были достаточно частыми еще в начале 60-х годов.
Если рассказы о тунгу считать правдивыми, то конец встречам положило бурное освоение этого края геологами и идущими по их следам строителями. Внешнее описание дикого человека – тунгу не позволяет его смешивать ни с одной из народностей Севера. Необычные, но характерные для него черты поведения – отсутствие речи, оглушительный свист, удивительная быстрота бега и исключительная, доведенная до совершенства адаптация в условиях северной и полярной природы – говорят за то, что перед нами новый, особый вид, чем-то похожий на человека и в то же время отличный от него.
Но откуда и когда неизвестный дикий человек пришел в эти суровые северные края? Как это произошло?
Якутская быль
Отправимся за пять тысяч километров от просторов Оби в просторы Якутии. Аналогичные исследования мы проводили здесь летом 1974 года и тогда также услышали удивительные рассказы о диком лесном человеке, именуемом здесь чучунаа.
В Якутии они имеют резко очерченный район распространения. Это горные массивы, расположенные к востоку от реки Лены и в междуречье рек Яны и Индигирки, но особенно Верхоянский и Полоустный хребты.
Вот типичный для южного Верхоянья рассказ, записанный нами на речке Хобойотту, в одной из оленеводческих бригад, со слов Татьяны Ильиничны Захаровой, 55 лет, эвенки по национальности: “После революции, в 20-х годах, жители нашего села встретили чучунаа,
собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, говорят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий, гораздо больше, чем у человека. А так похож на человека, только намного выше ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага”.
В Центральной и Западной Якутии про чучунаа чаще вообще не знают, а если знают, то упрямо прописывают в далеком Верхоянье. Когда же мы приехали в селение Хайысардах Сайды-Верхоянского района, поехали на горные пастбища к оленеводам, рассказы о чучунаа посыпались на нас как из рога изобилия. И чем больше мы их слышали, тем образ чучунаа проявлялся все яснее, превращаясь из сверхъестественного во что-то почти реальное…
То он могучий, крепкий, ростом больше двух метров, страшный и опасный для человека, то очень высокий и очень худой – “наверное, больной”, говорили очевидцы.
Поражает строгая приуроченность появлений чучунаа и к определенному времени. По всем рассказам, его особенно часто встречали в конце прошлого и начале этого столетия. В 20-З0-е годы встречи с ним стали значительно реже, а в 50-х годах нами зарегистрировано всего две встречи с чучунаа в районе реки Алычи. Чем объяснить, что этот район самый “урожайный” на рассказы о чучунаа?
Здесь их количество возрастает в несколько раз. Прадеды современных оленеводов наблюдали даже детенышей чучунаа, переплывавших в ледоход реки и воровавших у них пищу.
И везде, во всех рассказах, удивляет подробное, чуть ли не анатомическое описание его внешности – внешности человекообразного существа, необычайно ловкого, сильного, приспособленного к суровым условиям жизни на Севере.
Полистаем “Уранхай Сахалар” – труд известного советского историка и этнографа Ксенофонтова Г.В. Вот что он пишет: “Чучунаа – человек. Питается охотой на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя целиком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на себя. Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный, хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма редко, часто видят убегающим… Лицо у чучунаа черное, в нем нельзя разобрать ни носа, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бывает”.
Ни в собранных нами рассказах, ни в описании известного советского ученого чучунаа не обладает фантастическими чертами, а выглядит скорее вполне земным существом. Ко всему сказанному следует добавить, что наряду с рассказами о чучунаа в Верхоянье ходят рассказы о редких находках скелетов человека необычайно большого размера, чаще всего адресуемых в бассейн реки Алычи. Что же является
фактом из всего перечисленного? То, что в четырех совершенно разных огромных районах, разделенных между собой тысячами километров и естественными преградами в виде больших рек и гор, ходят были и совершенно свежие рассказы о непонятном диком лесном существе, похожем на человека.
Факт и то, что эти рассказы существуют у народов, относящихся к совершенно разным этническим группам, с совершенно различными языком и культурой. Не только внешний облик таинственного обитателя леса идентичен в бытующих рассказах всех четырех районов. То же можно сказать и о его повадках, образе жизни. Это существо не владеет речью, но очевидцы отмечают его свист, раскатистый хохот, громкие нечленораздельные крики. Особенно характерна строгая приуроченность встреч с ним к определенным территориям.
В Коми АССР – это Усть-Цилемский район, верховья рек Пижмы и Цильмы; в Западной Сибири – труднодоступное пространство между Полярным Уралом и Обью, далее Надымский и Тазовский районы ЯмалоНенецкого национального округа; в Якутии – Верхоянские горы и их отроги, уходящие к востоку. В соседних областях живут люди той же национальности, того же рода занятий и той же степени образаванности, но подобных рассказов они не знают, а если и слышали, то адресуют их все в те же упомянутые районы.
В Якутии таинственного чучунаа встречали исключительно в летнее время, что при допущении правдивости рассказов говорит о его миграциях в теплый период года.
На Печоре и особенно в Зауралье встречи с “лесным великаном” отмечаются круглый год, за исключением двух самых морозных зимних месяцев. Эти удивительные закономерности проявляются и в том, что жители селений, расположенных между Обью и Уралом, встречали его периодически в 1951-1953 годах, 1959-1962 годах и, наконец, в 1967-1968 годах. Эта периодичность сразу бросалась в глаза при сравнении тех 50 рассказов, которые мы собрали в этом районе с Викторией Пупко. Рано делать конкретные выводы, но в заключение хочется сказать, что наш бескрайний суровый Север таит не меньше загадок и тайн, чем привлекающие к себе внимание снежные склоны Гималайских гор.
Владимир ПУШКАРЕВ, геолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *