Страшные истории про кикимору

Мистические истории – Кикимора

Случилось это со мной, когда мне было пять-шесть лет. Мы жили в однокомнатной квартире. Я спала в своей кроватке, мама в этой же комнате на диване. Папа был на сутках. Мама спинку моей кровати использовала в качестве спинки стула, вешала на нее свои юбки, кофты и т.д. Я проснулась от того, что кто-то мне по голове как-будто пальцем стучит. Я открываю глаза, смотрю, а мамина одежда, висящая на спинке кровати, приподнята, и на меня смотрит (как тогда я назвала это существо) Баба-Яга. Глаза большие овальные, желтым светом светятся, как фонари, черные зрачки на меня уставились, но большой баклажаном, кожа темная, белые клыки из-под верхней губы торчат. Я заорала. Мама подбегает, берет меня на руки. Я ей показываю – Баба-Яга, а мама не видит. А это существо, ростом примерно метр, смотрит на меня и не уходит. Я реву. Мама меня с собой положила спать. Я потом смотрю, Бабы-Яги нет, но тут, как-будто с середины комнаты появляется черная кошка и бежит в темный коридор. (а кошек у нас не было – у мамы аллергия). Я маме говорю, что по квартире кошка черная бегает. Тут уже у мамы нервы не выдержали, она во всей квартире включила свет, накапала валерьянки мне и себе и мы пошли спать к соседям. Потом мама меня к психиатру повела. Врач сказала, что я совершенно психически здоровый ребенок. Она попросила меня рассказать, что я видела, так у нее от моего рассказа волосы на голове дыбом встали. Она посоветовала меня к бабке сводить. Пришли мы с мамой к бабке, рассказали все, а она говорит, что это я Кикимору видела. Кикимора раньше была хранительницей домашнего очага, но когда ее место занял Домовой, она обозлилась, поэтому может детей ночами пугать. Главным признаком ее присутствия в доме – домашние цветы не растут. А ведь правда, мама как ни старалась цветы растить дома, они увядали. Потом по стечению обстоятельств, мы съехали с этой квартиры.

Кикимора

Молодая кикимора вынырнула из болота, порвав тонкий слой ряски, как паутину. Зелёные листочки запутались в тёмных волосах, точно вплетённые цветы в Ярилов день. На берегу в густом полумраке поблёскивает нечто чужеродное, мощно пахнет кровью.
Носик кикиморы подёргивается, по бледно-зелёной коже пробежала волна мурашек. Моргнув прозрачной плёнкой, она осторожно поплыла на запах. В прибрежной грязи лежит воин, кольчуга посечена в клочья, кровь собирается лужицами в ямках грязи, стекает в болото. Лицо покрыто засохшей коркой лесного мусора, земли и крови. Губы слабо подрагивают, воин прерывисто шепчет чьё-то имя.
Кикимор жадно облизала губы, наклонилась обнюхивая раны, осторожно лизнула и тут-же отпрянула.
— Боряна… Боряна…
Раненный повторяет имя без остановки, глаза дёргаются под тонкой кожицей век, конечности подрагивают. Кикимора из любопытства смыла корку грязи с лица, удивленно охнула, воин молод, но через лицо пролегают тонкие шрамы от кривых степняцких мечей. На лбу звёздчатый шрам, от попадания стрелой.
Поддавшись инстинкту, кикимора присосалась к ранам, слизывая кровь до скрипа кожи. Воин застонал, не приходя в сознание попытался оттолкнуть её. Нечисть увернулась от неловкого взмаха, отплыла на безопасное расстояние.
В чаще затрещал дятел, на другой стороне болота закричала выпь. Прислушавшись выловила в шуме леса тяжелый топот окованных сапог и лязг железа. К болоту приближается крупный отряд смердящих потом мужчин, кикимора сморщила носик и приготовилась нырнуть на глубину.
В последний момент замешкалась и подплыв к воину выбралась на берег, легла на горячее тело широко раскинув руки. По воздуху побежала рябь, как по воде, мир вокруг них исказился, пряча от чужих глаз.
Заросли кустарника жалобно затрещали, к берегу вышла группа закованных в железо мужчин. Вожак зорко огляделся, не найдя тела воина грязно выругался:
— Где он?
Вперёд вышел следопыт, внимательно оглядел, даже пощупал, землю, сказал озадаченно почёсывая затылок:
— Должен быть тут…вот же следы и кровь…
— И без тебя вижу! Тело где?
Следопыт прильнул к земле, лицо побледнело, отшатнулся упав на спину и тонко вскрикнул:
— Нужно уходить!
— С чего бы?
— Тут…тут была кикимора! Видите следы?! Боги, теперь ясно куда делся труп! Она с собой утащила! А коли нас заметит, в раз одурманит и сожрёт!
Вожак злобно сплюнул под ноги, почти попав на спину кикиморе, махнул остальным. Отряд поспешно исчез в кустах, только удаляющийся топот напоминает о людях. Кикимора слезла с воина и начала срывать с него одежду и остатки кольчуги.
Смыв запекшуюся кровь наложила пучки лечебных трав придавив листьями частухи, осторожно перетащила в укромное место среди кустов. Пошаманив над телом бережно накрыла травяным одеялом. Воин из предсмертного забытья погрузился в неспокойный сон.
Очнулся на следующий день, от боли и утреннего холода, удивлённо огляделся и ощупал тело. Раны затянулись тонкой розовой кожицей, готовой лопнуть от любого движения, тело стонет от боли, но боли хорошей, говорящей о идущем полным ходом заживлении. Рядом лежит широкий лист, полный ягод и расколотых орехов.
Спустя неделю, как воин пошатываясь ушел в лес, он вернулся. В нарядной броне и ярко красным плащом за плечами. Сев у берега болота, положил на воду пышный венок из ярких цветов, а на землю стеклянный флакон заморских духов. Встав низко поклонился и громко сказал:
— Спасибо.
Не дождавшись ответа развернулся и пошёл обратно, едва заметный плеск заставил обернуться. Венок и духи исчезли, воин широко улыбнулся и послал болоту воздушный поцелуй.
Автор: Лит Блог.
Источник.

Немного о домашней нечисти

Случайно наткнувшись на статью о различного рода домовых и полтергейстах, я заинтересовалась славянской домашней нечестью и провела небольшое исследование, результаты которого и хочу представить моим дорогим читателям.
Мне надоело читать про домовых и барабашек и я решила взять кое-что поинтерснее, а именно — кикимору.
Для начала разберемся, кто же такие кикиморы? Кикиморы — это маленькие злобные существа женского пола, ростом они не выше колена взрослого человека, но вред для хозяйства могут принести огромный. Представьте только, что пока вы спите, это вредное уродливое существо препутает всю пряжу в вашем доме, рассыпет крупу, поломает игрушки детей. Голос у кикимор отвратителен. Высокий и визглявый, противно говорящий нараспев. Так свидетельствуют старинные русские предания и сказки. Волосы этих уродцев длинные и растрепанные, похожие больше на длинную шерсть, а уши похожи на свиные — угловатые, с кисточками на концах. Думаю, говорить о том, что выглядят кикиморы ужасно излишне.
Но боялись крестьяне кикимор не за их уродливую внешность. По рассказам бабушек- старушек, кикимора — это злая сущность, обитающая в избах и домах, а вовсе не на болотах, как мы с вами привыкли думать. Днем кикиморы спять в темных углах, за печью, а ночью выходят из своих убежищ и разводят беспорядок в доме. Поэтому и прятали хозяйки свои кудели и пряжу в сундуки да ящики. Любят также мелкие пакостницы пугать маленьких детей, что не спят по ночам. Шабуршат, отврато хихикают, гремят посудой, а если хозяева проснуться и пожелают изловить злодейку — то ее уже и след простыл.
Вообще, кикимору удается увидеть нечасто, как любой дух, она может быть невидима и напоминать о себе лишь бормотанием, постукиванием, тихими шагами и другими звуками. Если же вам удалось увидеть кикимору — особо не радуйтесь, встреча с ней не сулит ничего, кроме болезни и смерти близких, несчастий, ссор и прочих бед. Совсем дурной признак — встретить кикимору в левом углу комнаты. Это говорит о том, что вскоре повстречавший ее умрет страшной и мучительной смертью или же сведет счеты с жизнью.
По сказаниям старины, кикиморой может стать ребенок с какими-либо отклонениями или проклятый матарью во время родов. Тогда нечистая сила немедленно похищает дитя и обращает его в это уродливое злобное существо. В него может превратиться и мертворожденный ребенок. Чтобы оградить детей от такой опасности, наши предки вешали над колыбелью обережных кукол, которые охраняют дом от злых сил.
Но можно и договориться с кикиморой, чтобы она оставила свои пакости и покинула дом. Делать это должен глава семьи. Чтобы пообщаться с кикиморой, нужно в полночь начертить круг на полу, желательно, белым мелом или куском мыла. Встать в центре круга с свечой в руке и трижды повторить: «Кикимора, приди да со мной поговори». Главное — не бояться, эти вредные создания питаются нашим чувством страха, в результате чего становятся еще сильнее и упрямее, что затрудняет переговоры с ними. Если все правильно сделать, то вскоре станут слышны тихие шаги и противный шепот. Это кикимора пришла говорить с вами. Говорить с ней, как, впрочем и с любым духом, нужно уважительно, но без страха, если кикимора будет предлагать вам какие-либо сделки или обмен — ни в коем случае не соглашайтесь. Она будет прилагать все усилия, чтобы получить для себя выгоду, оставив вас в дураках. Когда вы договоритесь с кикиморой, скажите: «Мы с тобой поговорили, теперь ступай и в дом мой не возвращайся», потушите свечу, выйдете из круга. Чтобы кикимора не держала на вас зла, подарите ей какой-нибудь подарок, мешок зерна или любую побрякушку. Тогда она уйдет и больше никогда не вернется в ваш дом.
Вполне возможно, что кикиморы — обычная народная байка, но не стоит забывать о том, что в любой байке есть отражение реальности.

Кикимора

Вот уж никогда не думала, что со мной такое случится, но, наверное, так было надо. Меньше года назад мы купили свой долгожданный дом (до этого мотались по съёмным углам с двумя детьми) и вроде все здорового, мелкие приятные хлопоты, короче обустройство жилья, но… Как то не по себе стало мне дома, вроде не маленькая и бабаев не боюсь.
Хочу сказать, что муж мой патологический ревнивец. Поводов ему никогда не давала, а ему все мерещится. Короче говоря, мы раньше ругались на эту тему, но в этот раз миром ссора не закончилась. Он ударил меня на глазах у детей, я в порыве сказала: да живите как хотите, посмотрим как ты без меня с детьми справишься. И все в этом роде. Муж вроде угомонился, начал извиняться, а у меня такая обида, что жизнь свою отдала ему и детям, а он обижает подозрениями, да ещё и в лицо кидается.
Время уже подошло к 12, дети спали, но очень неспокойно (ещё бы). Я лежала и не могла уснуть, точнее, вроде сплю, но все вижу. Где-то к половине четвертого утра происходит такая картина: в комнату заходит очень маленькая старушка в черном платке и черном платье, ног ее я совсем не вижу, но вот руки… Они были до самого пола, такие большие ладони с кривыми пальцами, знаете, как бывает у пожилых людей с артритом. Ногами она не шла, а именно на руках вроде как гребла. Она подошла к кровати, где я спала с ребятишками и по-кошачьи на нее запрыгнула. Ее лица я не помню, но при разговоре вижу, что рот она не открывает.
Я вам клянусь, не употребляла ничего, ни алкоголя, ни успокоительного и головой не рехнулась. Она начала мне говорить: ты иди, а я детей покормлю. Я начинаю объяснять, что это мои дети и кормить их я буду сама и вообще никуда я не пойду отсюда. Что-то еще она мне про моего кота говорила, а я оправдывала, что он хороший и пусть живет. А потом все резко пропало.
Утром муж сказал, что видел во сне бабку в черном. Я рассказала маме все это, она поговорила с соседкой, пожилой женщиной, та всю жизнь прожила в деревне, пока дети к себе не забрали. И вот она и сказала, что это приходила кикимора, жена домового, что приходит она очень редко, значит дома нечисто. Увиденное она растолковала так: детей я, значит, обидела. До сих пор мороз по коже, с мужем стараемся не ругаться, пытаюсь матушку задобрить.

Кикимора

Многогранная Кикимора…
“Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной…”
Общее понятие о Кикиморе
Кикимора – это дух, и приведение из тревожного беспокойного сна. Они посылаются в дома людей Вием, сверхъестественным существом со смертоносным взглядом. этот злой и грязный старик скрывает свой взор под огромными веками и ресницами. Взглядом он убивает людей и превращает в пепел деревни.
Кикиморы известны как некрещеные дети, которых подбрасывают в дома ведьмы.
Кикиморы – это женщины, в младенчестве, украденные чертями.
Кикиморы пробираются в дом неслышно, поселяются за печкой, злятся на хозяев, враждебно относятся к мужчинам. Кикиморы любят проказничать, шуршат во тьме, путают женщинам пряжу, воруют кур, состригают шерсть у овец.
Кикиморы всегда всем недовольны. Дом построен не на том месте, и не так, как нужно, печь сложена неправильно.
Кикиморы – чертихи, они представлялись в образе маленьких сухощавых женщин, со сморщенным лицом, растрепанными волосами, длинным носом. Кикимора – брюзглива и занудлива.
Кикимора связана с домовыми, от них идет продолжение рода их же подобным.
Однако, Кикимора не настолько опасна. Она, скорее, нагоняет страх и пакостит, но в ответ вызывает насмешки.
По старому стилю 4 марта проводился обряд изгнания кикимор. Именно в этот день они превращались в смирных тихих духов, слабых и не способных противостоять человеку.
Значение имени
Произошло слово от двух корней «кик», обозначающий скрюченность, горбатость, и «мор» –во всех языках славянской группы, обозначающий смерть. Врусском диалекте есть слово «шишимора», что значит «копошиться, делать что-либо украдкой».
Возвращаясь к внешнему образу кикиморы, мы можем найти и следующие представления.: мертворожденные дети, некрещеные дети, выкидыши, либо дети от порочных связей. Поэтому считалось, что эта маленькая растрепанная девочка-дух могла поселиться в комнате, где когда-то умер ребенок, или труп младенца был зарыт под полом; возможно в доме кто-либо повесился, или не отпели покойника. В любом случае, кикиморы насылались нечистой силой, и определенно за проступки, или грехи людей.
Занятия Кикиморы
Кикимора могла наказать нерадивую хозяйку, запутав ее пряжу, если та не помолилась в этот день (но это уже веяния христианства).Время от времени, Кикимора могла помочь женщине по хозяйству: вымыть посуду, испечь хлеб, убаюкать ребенка.
В каждой семье есть важные памятные даты, и именно в преддверии этого события можно было увидеть Кикимору. Она стояла на пороге и могла плакать, или стучать коклюшками для плетения кружева – это было не к добру; предвещать определенно смерть могла
Кикимора, занятая пряжей.
Кикимора могла быть обращена в человека, если ее поймать и выстричь крест на темени, но это тоже отпечаток христианского вероучения. И если Кикимора в образе человека возвращалась в мир людей, ее физические недостатки выдавали ее происхождение. Женщина могла заикаться, горбиться или же просто страдать слабоумием.
Кикимора может шутить над людьми: облечься в образ маленького брошенного ребенка. Когда же люди пригреют его, оставив подле себя, кикимора сбегает, насмехаясь над добротой людей.
Кикимора замужем за домовым или Лешим. Часто, она сама похищала детей, а в дом подбрасывала поленья. Если на полу возникли мокрые следы – Кикимора не обошла дом стороной.
От этого мифологического существа пытаются избавиться молитвами, либо наоборот бранными словами.
Из мифологии других народов
Кикимора – представитель низшего божества, нелепого и неопасного. Она, как наваждение или дурной сон, является живым во сне в образе усопших предков. Во французском языке есть слово cauchemar, не что иное, как кошмар, или же занудливый человек, во французской мифологии cauchemar дух, схожий с образом Кикиморы.
Итак, Кикимора – маленькая, безобразная девочка, голова как наперсток, тонкое тело как соломинка, она невидима, неуловима, быстро бегает и стучит, шумит по ночам,, она никогда не вырастет, и поэтому любит баловство и обидные шутки. Кикимора может являться в образе старушки, то ли смешной, неряшливой, то ли безобразной, в рваной одежде и с растрепанными волосами. Стоит подуть ветру, ее может унести, поэтому она не выходит из дому.
Представляли Кикимору и в облике мужчины, но встретить такие описания можно редко. Возможно, Кикимора и Домовой есть одно и то же — дух, неопределенного пола. Кикимора – это и молодая девушка с длинными волосами. Иногда ведьма, у которой на всех и вся хвати злости. Некоторые верили, что Кикимора могла обратиться собакой, уткой, свиньей, и даже хомяком.
У Кикиморы есть младенец, который плачет по ночам, и по этому плачу можно найти его и спрятать. Тогда Кикимора расскажет все тайны и ответит на все вопросы взамен на ребенка.
Пословицы
Есть русская пословица «От Кикиморы рубахи не дождешься».. Вероятно этот образ накладывается на общее представление о бестолковых хозяйках, которые бросают незаконченной свою пряжу, шьют неопрятно, а по хозяйству копошатся без видимых результатов.
Обитает Кикимора за печкой, на чердаке, под полом в сарае и в заброшенных домах. Поселившись в доме, она бьет посуду, разбрасывает лук, выщипывает шерсть овец и перья кур.
У разных народов в мифологии существует один и тот же образ духа, который приходит по ночам и душит человека. Это Ночной кошмар, обличенный в образ Кикиморы, сновидения, мучения, беспокойства. Кикиморе приписываю эти проделки – удушье хозяев во сне.
Если же печнику и плотнику не заплатили за работу, обиженные, они могли бросить между бревнами сшитую растрепанную куклу – маленькую Кикимору. Тогда хозяевам мерещились то кошки, то собаки, и разные наваждения. Чтобы прекратить это, нужно было найти и сжечь «насаженную кикимору».
Народный календарь
По народному календарю 15 января в Сильвестров день чистят курятники, и вешают в них оберег, называемый куриным богом. Он бережет кур от домовых и Кикимор.
Сильные запахи прогоняют прочь всякую нечисть. Поэтому, чтобы оградить свой дом от Кикимор люди оплетали солонки можжевельником, мыли посуду настоем из папоротника, либо раскладывали по углам верблюжью шерсть и ладан.
В народном календаре 1 марта празднуют день Меремьяны Кикиморы. Как святая Мариамна могла стать Кикиморой – объяснить достаточно сложно.
Таким образом, мифическая Кикимора – многосторонний образ, на счету которого, как неопасные для жизни проделки, так и приносящие смерть удушливые ночные кошмары. Удивительно, что слово Кикимора славянского происхождения, но имеет соответствующие названия для сверхъестественных героев у других народов.
Возможно, это просто образ неряшливого зануды. Но и в этом случае многие языки имеют подобные соответствия для определения такого типа людей.

Кикимора

Последний год выдался для меня особенно тяжёлым. Сначала фирма, в которой я работал, медленно шла ко дну, а мы, её сотрудники, изо всех сил пытались не дать ей это сделать. А потом окончательно стало понятно, что наши усилия бесполезны и руководство уже нацелилось на банкротство и ликвидацию.
Нет, мы даже какие-то деньги получили в качестве компенсации, но нервное напряжение, в котором нам всем пришлось работать на протяжении почти года, не могло не сказаться, и вся наша программистская команда нуждалась в хорошем отдыхе. Светка собиралась пофрилансить полгодика, сидя где-нибудь на Самуи. Вадим клятвенно обещал сжечь оба мобильных телефона и уехать, как он сказал, «к чёртовой матери». Женька нанялся поддерживать базу данных в районной библиотеке, где благодарные тётушки-библиотекари были готовы поить его чаем с вареньем и кормить домашними плюшками на убой. А я решил, что самое время навестить родителей, живших в маленьком городке в глубинке. Тем более, что на шее у них мне сидеть не придётся – краеведческий музей, в котором они трудятся, давно слёзно умоляет о программисте, который сделает им базу экспонатов, да и вообще на досуге займётся приведением техники в человеческий вид и сетку наладит. Работа как раз такая, какую мне сейчас надо, почти то же, что нашёл Женька в своей библиотеке.
Так что я сдал свою квартиру паре друзей, наказав не превращать её в вертеп, не заливать бабу Маню с четвёртого этажа и своевременно гонять тараканов, и утренним поездом отбыл в родные пенаты.
Самостоятельная жизнь – прекрасная штука. И тем прекраснее становятся визиты домой, чем дольше ты живёшь один.
Первой ночью дома после плотного маминого ужина и обсуждения с отцом последних новостей я расслабленно вытянулся на своей старой кровати в комнате, в которой с моего отъезда родители так ничего и не изменили. Всё те же книжки на полках, тот же старенький письменный стол, заляпанный краской и клеем от моих моделей самолётиков, которые, кстати, тоже здесь – свисают на ниточках с этажерки и покачиваются от лёгкого сквозняка. Будто бы мне снова двенадцать лет и завтра нужно вставать в школу, а уроки сделаны только наполовину. Я улыбнулся в темноте и закрыл глаза, проваливаясь в сон под бормотание телевизора из комнаты родителей.
Наутро я, благоухая свежим кофе, явился на свою новую работу. Музей располагался в красивом старинном особняке, на ремонт которого каким-то чудом стабильно выбивались из районной администрации нужные средства. Когда-то его хозяева владели всей той землёй, на которой теперь располагался городок, и вместо, собственно, городка, тут была деревенька и густые леса.
Марья Васильевна, директриса музея ещё с тех пор, когда я сам ходил сюда на экскурсии с классом, радушно поприветствовала меня в своём кабинете. Даже обняла, тараторя что-то про то, как я вырос, и как похож на отца, и как они меня заждались. Сцапала меня за руку и поволокла показывать и рассказывать, как за время моего отсутствия им удалось обновить залы, какие экскурсии и поездки они организуют для школьников и как им давно не хватало человека с золотыми руками вроде меня, чтобы всё стало совсем хорошо.
Она показала мне моё рабочее место – каморку на первом этаже, где обнаружился не самый плохой компьютер, на котором мне и надлежало писать эту самую базу. Я сразу поинтересовался, нельзя ли как-нибудь договориться со сторожем, чтобы работать по ночам. Я та ещё сова, а год вынуждено жаворонкового режима окончательно меня доконал. Хотелось тихих неторопливых рабочих ночей в компании приятной музыки и горячего чая.
Марья Васильевна оказалась не просто не против – а очень даже за. Дело было в том, что ночному сторожу Евгению Евграфовичу врачи давно говорили о необходимости какой-то там важной операции и месяца-другого спокойного постельного режима, но тот артачился, не желая оставлять музей на кого попало. Моя кандидатура его точно устроит, а Марья Васильевна позаботится о том, чтобы мне накинули немного денег сверху за совместительство.
На том мы и порешили.
Вечером я устроился поудобней в скрипучем кресле, явно видавшем ещё Перестройку и, включив плеер, принялся за дело. Электронные инструменталки Роберта Майлза неизменно настраивали меня на рабочий лад и помогали сконцентрироваться.
Я проработал несколько часов, прежде чем обратил внимание на время – было далеко за полночь. За окном, лицом к которому я сидел, стояла темнота. Я выключил плеер, снял наушники и потянулся. Где-то вдалеке сонно гавкнула собака. Пора было сделать положенный обход здания. Мне отчего-то сразу вспомнился один ужастик, который я смотрел ещё подростком – про студента, подрабатывавшего сторожем в морге. А что, у нас тут даже где-то хранятся вещи, поднятые из лесного захоронения, обнаруженного ещё в советские годы. Бусы там какие-то, тарелки битые и обрывки одежды. Мало ли, может и хозяин вещей захаживает проведать своё добро.
Я рассмеялся. Нет, во всё это я никогда не верил. Вот сокурсник мой Аркаша – он другое дело. Интересоваться разнообразной мистикой и эзотерикой он начал ещё на первом курсе, а к окончанию института завёл даже что-то вроде своего ковена или круга, как он его сам называл. Что удивительно, несмотря на это, он оставался человеком адекватным и разумным. Чёрт его знает, как он там в своей голове обосновывал всю эту мистику и увязывал с технической специальностью, но как-то это ему явно удавалось. Позвонить бы ему, кстати.
Но пора было всё же начинать обход. Я вооружился фонариком, так как свет по ночам в музее включать было не положено, да и неудобно, и направился вглубь здания.
По ночам музей и правда преображался. По стенам в свете моего фонарика скользили тени мебели и экспонатов, сливаясь в странные картины. В окна заглядывала луна, освещая комнаты бывшей усадьбы холодным бледным светом. Почему-то становилось холодно и даже немного грустно. Такая уютная днём усадьба теперь казалась мне покинутой и заброшенной. Я поёжился и постарался прогнать это неприятное ощущение.
Когда я шёл по узкому коридору, ведущему к кабинетам бухгалтера и директрисы, за спиной неожиданно послышались шлёпающие шаги, словно какой-то ребёнок мокрыми ногами шлёпал по полу. Я резко обернулся и увидел что-то, юркнувшее в приоткрытую дверь музейной библиотеки.
– Эй, это кто тут бродит среди ночи? – окликнул я. Однако ответа не последовало, и я решил заглянуть в библиотеку – удостовериться в том, что мне просто показалось, и это простая игра света.
В библиотеке было тихо и едва-едва пахло книжной пылью – за чистотой тут следили строго. Я прошёлся вдоль стеллажей с книгами взад и вперёд, светя фонариком в самые тёмные углы. Никого. Ну, значит, действительно показалось. Я медленно вздохнул, расслабляясь, и направился было к выходу, когда рядом со столом библиотекаря в свете фонаря я увидел это.
Оно было ростом едва ли выше пятилетнего ребёнка, щуплое, с торчащими из-под линялого красного платочка волосёнками цвета пыли с ржавчиной. Хилое тельце было облачено в некое подобие русского сарафана в голубой цветочек. Тонкими паучьими пальцами рук оно перебирало в воздухе, будто пряло невидимую пряжу. Босые пятки существа переступали по паркету, слегка цокая коготками на пальцах. Оно подняло на меня сморщенное личико с острым длинным носом и осклабилось во весь неприятно зубастый рот.
Я прирос к полу, даже не пытаясь двигаться. Пока оно не проявляло агрессии, но проверять, не захочет ли оно её проявить, если я пошевелюсь, мне как-то не хотелось. А неведомая тварь меж тем под немыслимым углом наклонила голову на бок и расхихикалась неприятным, квакающим, надтреснутым смехом, от которого я моментально взмок.
А существо проскакало на одной ножке к ближайшему книжному шкафу, схватило с него подшивку журналов и швырнуло их на пол, расшвыривая ногами, раздирая когтями страницы.
«Марья Васильевна меня прикончит», – пронеслось у меня в голове, и внезапно эта мысль помогла мне выйти из ступора. Я, нечленораздельно крича, швырнул в тварь фонариком и пулей выскочил из библиотеки.
Я нёсся по коридорам, слыша за спиной быстрое и лёгкое «шлёп-шлёп-шлёп» и иногда всё то же надтреснутое похихикивание. Честно говоря, до сих пор не знаю, как не обмочил штанов.
Влетев в свою каморку с так мирно и уютно горящей лампой и гудящим компом, я захлопнул дверь что есть силы и запер её изнутри на ключ. Потом прижался к ней ухом и прислушался. Тишина. Ни шлёпанья, ни смеха. Ничего.
Я обессилено сполз по стене на пол и минут десять сидел так, тупо глядя на свои кроссовки. Я только что видел своими глазами то, что почитал всего-то персонажами детских книжек и фольклорных исследований. И это не спишешь на обман зрения или дефект плёнки – я видел, как оно рвало журналы, я слышал, как оно смеётся. Мне кажется, я даже чувствовал запах твари – смесь пыли и лежалых тряпок.
Во рту пересохло и мне смертельно захотелось пить. Я вспомнил, что перед тем, как отправиться на обход, я оставлял в чашке свежий чай. И каково же было моё удивление, когда, подойдя к столу, я обнаружил, что кружка пуста. Совсем. Только одинокий чайный пакетик сморщенным комочком лежал на дне.
В музее больше не было никого – только я и оно. Значит мой чай…
Я смахнул кружку в мусорное ведро, стараясь поменьше касаться неё. Оно было здесь. Залезало на моё кресло, трогало мою кружку и выпило чай. Бррр.
Кое-как дождавшись рассвета, я вылетел навстречу Марье Васильевне, пришедшей открывать музей, и сразу с порога вывалил ей всё то, что произошло со мной ночью. Лицо директрисы стало озабоченным, и она молча прошла со мной в библиотеку, так же молча обозрела клочки журналов, всё ещё разбросанные по полу. Затем отвела меня в свой кабинет, налила крепкого чая, капнула туда немного валерьянки и усадила перед собой:
– Ну, видишь ли, Костя… Ты ведь знаешь, наверное, что наш музей основали давно, в самом начале тридцатых, а до этого тут был сначала дом Лещинских, старой дворянской семьи, а потом, после революции, тут пытались делать сначала больницу, потом школу, потом что-то ещё, пока наконец не передали здание музею.
Так вот, когда Лещинских пришли арестовывать году в восемнадцатом, кажется, с ними оставалась их младшая дочка, Настя, – двоих старших на тот момент уже вывезли за границу их бабка с дедом. И вот на глазах этой младшей арестовали её родителей. И с тех пор она их больше никогда не видела. Её приютила у себя в деревенском доме её старая нянька, Евдокия Анисимовна Берегова, ты её фото видел у нас на доске внизу – она до самой смерти тут за порядком следила и была одной из тех, кто стоял у истоков музея. Сборник местных легенд с её помощью составили, народные обычаи записали. Я её не застала, увы, а вот моя мама много мне о ней рассказывала.
Жизнь у Насти не заладилась – она была слишком зла на людей, считая их всех повинными в том, что осталась сиротой и лишилась родного дома. Вот разве что Евдокию Анисимовну она любила, а та к ней относилась всю жизнь как к родной. Даже дала ей свою фамилию, чтобы девочку поменьше дёргали дворянским происхождением.
Перед войной Настя Берегова уехала куда-то в Ленинград, затем, говорят, в Москву. Говорят, дошла до Берлина в составе санотряда, но сама она об этом ничего не рассказывала. Няня её к тому времени уже умерла, и вернулась Настя в пустой дом. Стала как-то жить, так и оставаясь нелюдимой и очень отстранённой. Работала в библиотеке, не у нас, а в большой районной. Потом, как вышла на пенсию, пришла сюда уборщицей. Это уже я помню. И знаешь, мне всегда казалось, будто она немая – сейчас я даже не могу вспомнить её голоса. Возможно, я и правда никогда не слышала, как она разговаривает или, например, напевает за работой.
Порядок она тут поддерживала образцовый, следила за тем, чтобы поломки своевременно ремонтировали, сама белила потолки и подновляла фрески на стенах – она ведь прекрасно рисовала, знаешь.
В начале семидесятых годов она умерла. Февраль тогда, я помню, выдался отвратительный – сырой и с пронизывающим ветром. Настя, точнее, давно уже Анастасия Викторовна, простудилась, слегла, да и не встала больше. Похоронили её рядом с няней, как мать и дочь. А пару спустя месяцев мы стали замечать, что что-то в музее не так. То лужи на полу невесть откуда, то в только что убранной комнате весь пол оказывается засыпан рваной бумагой, то лампочки перегорают одна за другой, а электрик только руками разводит – проводка-то новая. И смех, шаги за спиной, да.
Знаешь, мы привыкли. Никто из нас саму эту… тварь ни разу не видел, а разумного обоснования наш мозг найти для происходящего не сумел. Поэтому мы просто жили с ней бок о бок, делая вид, что её нет. И за все эти годы привыкли настолько, что перестали замечать. А она и выходить стала реже, всё больше по ночам. Сторожа она не тревожила, вот мы и решили, что она успокоилась. А вот как оказалось…
Она помолчала, болтая ложечкой в остывшем кофе, перемешивая давно растворившийся сахар.
– Я тебе вот что скажу – у меня были предположения, что она такое. Если верить сборникам местного фольклора, которые мы составляли, это кикимора. Их можно наслать, если спрятать в доме специальную куколку. Но я постеснялась делиться своими соображениями с коллегами, а сама так и не смогла эту куколку найти. Я подозреваю, что именно Настя её и подбросила, да ещё спрятала так, чтобы мы не нашли – а дом она знала, как я тебе уже говорила, как свои пять пальцев, все его укромные уголки и закутки. Возможно, я не там искала.
Мы посидели ещё немного, затем я вышел на улицу, сел на лавочку в тени старой липы и вытащил мобильник из кармана. Сейчас мне до зарезу нужен был Аркаша с его умением не задавать лишних вопросов и умением разобраться в любой запутанной чертовщине. Несмотря на ранний час, Аркаша ответил быстро и достаточно бодрым голосом.
– Да?
– Аркадий? Здорово. Это Костик. Ну, мы учились вместе, помнишь?
– О, Костя! Рад тебя слышать. Я так понимаю по твоему голосу, что-то стряслось, и это что-то по моей части?
– Эм… Да. А ты всё такой же проницательный, – я невесело усмехнулся в трубку. – В общем… Аркаш, как ты думаешь, где в большом доме лучше всего спрятать куколку для вызова кикиморы? Не в смысле, что я её спрятать хочу, я наоборот… Короче, если вернусь – я тебе за пивом всё расскажу.
Пару мгновений на том конце молчали, затем Аркаша ответил. Он как всегда быстро ориентировался в ситуации:
– Вернёшься, никуда ты не денешься. Только будь осторожен – взбесишь её, и она тебе покажет, что умеет не только мелкие гадости делать. Сейчас утро, это хорошо. В светлое время они менее опасны. Значит так, в первую очередь обшарь чердак и подвал. Ищи на потолочных балках, в углах, куда можно приткнуть эту куколку так, чтоб она там наверняка удержалась и была не на виду. Ты её легко узнаешь – это такая фигурка из тряпок. Найдёшь – аккуратно вытаскивай её и тащи жечь. Пепел потом в речку кинь или что там у вас. В общем, тебе нужна бегущая вода. Запомнил?
– Запомнил.
– Молодец. Удачи тебе. Отзвонись, как и что.
И он отключился. А я полез обследовать особняк.
Через пару часов вывозившись в пыли, паутине и побелке, я наконец-то нашёл злосчастную куколку в самом углу чердака, на потолочной балке, куда мне пришлось лезть, приставив к стене лестницу и рискуя упасть и переломать себе все кости. Это была свёрнутая из полуистлевшей тряпочки в голубой цветочек ерундовина в форме человечка. Голова фигурки была повязана импровизированным платком из красной тряпки. Да уж, захочешь – не спутаешь.
Я аккуратно вытащил куколку из её угла, спустился с лестницы, держа её в кулаке и стараясь не уронить. Мне почему-то ярко представилась уже очень немолодая Анастасия Берегова, скручивающая за столом эту куклу, а потом лезущая на чердак, чтобы оставить этот последний привет тем, кого она винила в своём сиротстве.
Я вынес фигурку во двор и сжёг, положив в консервную банку. Никаких спецэффектов, ни демонического визга, ни даже того мерзкого смеха. Просто тряпки горят. Пока я смотрел на горячую куколку, события прошедшей ночи стали казаться мне ненастоящими, будто бы приснившимися. Психика всё ещё пыталась защитить себя от признания того факта, что мир оказался сложнее, чем я всегда себе представлял.
Когда огонь догорел, я отнёс банку к реке и старательно вытряхнул пепел в воду, затем на всякий случай тщательно промыл её, чтоб уж наверняка.
На обратном пути я зашёл на маленькое кладбище на окраине леса. Найти могилы Анастасии и Евдокии Береговых оказалось непросто – так они заросли травой. Но фотография на надгробии Анастасии сохранилась. На меня смотрела женщина средних лет с гордой посадкой головы и тяжёлой косой, уложенной венком. Взгляд у неё был тяжёлый и прямой, губы упрямо сжаты.
Я постоял какое-то время, затем сорвал несколько веточек цветущей сирени и пристроил на могиле. Я смотрел в глаза этой давно покойной женщины, и мне хотелось что-то сказать ей, но слова никак не находились. Постояв так, я вскоре отправился обратно домой – наконец-то начала сказываться усталость и меня зверски тянуло в сон.
Вернусь в Питер – поставлю Аркаше пива. И всё ему расскажу. Обязательно.
Ссылка
Автор – Лучафэрул

Кикимора

Случилось это со мной, когда мне было пять-шесть лет. Мы жили в однокомнатной квартире. Я спала в своей кроватке, мама в этой же комнате на диване. Папа был на сутках. Мама спинку моей кровати использовала в качестве спинки стула, вешала на нее свои юбки, кофты и т.д.
Я проснулась от того, что кто-то мне по голове как-будто пальцем стучит. Я открываю глаза, смотрю, а мамина одежда, висящая на спинке кровати, приподнята, и на меня смотрит (как тогда я назвала это существо) Баба-Яга. Глаза большие овальные, желтым светом светятся, как фонари, черные зрачки на меня уставились, но большой баклажаном, кожа темная, белые клыки из-под верхней губы торчат. Я заорала. Мама подбегает, берет меня на руки. Я ей показываю — Баба-Яга, а мама не видит. А это существо, ростом примерно метр, смотрит на меня и не уходит. Я реву. Мама меня с собой положила спать. Я потом смотрю, Бабы-Яги нет, но тут, как-будто с середины комнаты появляется черная кошка и бежит в темный коридор. (а кошек у нас не было — у мамы аллергия). Я маме говорю, что по квартире кошка черная бегает. Тут уже у мамы нервы не выдержали, она во всей квартире включила свет, накапала валерьянки мне и себе и мы пошли спать к соседям. Потом мама меня к психиатру повела.
Врач сказала, что я совершенно психически здоровый ребенок. Она попросила меня рассказать, что я видела, так у нее от моего рассказа волосы на голове дыбом встали. Она посоветовала меня к бабке сводить. Пришли мы с мамой к бабке, рассказали все, а она говорит, что это я Кикимору видела. Кикимора раньше была хранительницей домашнего очага, но когда ее место занял Домовой, она обозлилась, поэтому может детей ночами пугать. Главным признаком ее присутствия в доме — домашние цветы не растут. А ведь правда, мама как ни старалась цветы растить дома, они увядали. Потом по стечению обстоятельств, мы съехали с этой квартиры.

Кикимора

Вот уж никогда не думала, что со мной такое случится, но, наверное, так было надо. Меньше года назад мы купили свой долгожданный дом, до этого мотаясь по съёмным углам с двумя детьми, и вроде все здорово — мелкие приятные хлопоты, обустройство жилья, но… Как-то не по себе стало мне дома, вроде немаленькая и бабаев не боюсь.
Хочу сказать, что муж мой патологический ревнивец. Поводов ему никогда не давала, а ему все мерещится. Короче говоря, мы раньше ругались на эту тему, но в этот раз миром ссора не закончилась. Он ударил меня на глазах у детей, я в порыве сказала: да живите как хотите, посмотрим, как ты без меня с детьми справишься. И все в этом роде. Муж вроде угомонился, начал извиняться, а у меня такая обида, что жизнь свою отдала ему и детям, а он обижает подозрениями да еще и в лицо кидается.
Время уже подошло к 12, дети спали, но очень неспокойно (еще бы). Я лежала и не могла уснуть, точнее, вроде сплю, но все вижу. Где-то к половине четвертого утра происходит такая картина: в комнату заходит очень маленькая старушка в черном платке и черном платье, ног ее я совсем не вижу, но вот руки… Они были до самого пола, такие большие ладони с кривыми пальцами, знаете, как бывает у пожилых людей с артритом. Ногами она не шла, а именно на руках вроде как гребла. Она подошла к кровати, где я спала с ребятишками, и по-кошачьи на нее запрыгнула. Ее лица я не помню, но при разговоре вижу, что рот она не открывает.
Я вам клянусь, не употребляла ничего, ни алкоголя, ни успокоительного и головой не рехнулась. Она начала мне говорить: ты иди, а я детей покормлю. Я начинаю объяснять, что это мои дети, кормить их я буду сама и вообще никуда я не пойду отсюда. Что-то еще она мне про моего кота говорила, а я оправдывала, что он хороший и пусть живет. А потом все резко пропало.
Утром муж сказал, что видел во сне бабку в черном. Я рассказала маме все это, она поговорила с соседкой, пожилой женщиной, та всю жизнь прожила в деревне, пока дети к себе не забрали. И вот она и сказала, что это приходила кикимора, жена домового, что приходит она очень редко, значит, дома нечисто. Увиденное она растолковала так: детей я, значит, обидела. До сих пор мороз по коже, с мужем стараемся не ругаться, пытаюсь матушку задобрить.
Автор: аня

Кикимора – Рассказы о нечистой силе и волшебных существах

«Кикимора (по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши.
«— От силы нечистой зародилось во чреве сие детище, проклинали его отец с матерью еще до рождения, кляли-бранили клятвой великою: не жить бы ему на белом свете, не быть бы ему в обличье человека, гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне неугасимом! Унеси, нечистая сила, дите свое из утробы матери за тридевять земель, нареки его там кикиморой, отдай на возвращение кудеснику в горы каменные. Расти ему там в холенеге на беду всему роду человеческому, научаться премудростям, любому волшебству всякому!..»Елена Грушко «Венки Обимура»
Вещица — региональное белорусское название Кикиморы
Игонг — вариант названия Кикиморы
Игонь — вариант названия Кикиморы
Кикиморка — вариант названия Кикиморы
Кикимра — вариант названия Кикиморы
Кукимора — вариант названия Кикиморы
Мара — вариант названия Кикиморы
Суседка — прозвище Кикиморы, как одной из домашних духов
Шишимора — вариант названия Кикиморы
Шишига — вариант названия Кикиморы
Слово кикимора (и его варианты кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть «кик-» возводится к древнему балто-славянскому корню «кик-/кык-/кук», который имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователя связывается то с глаголом «кыкать» — кричать, издавать резкие звуки, то с существительным «кика» — хохол, чепец). Вторая — «мора» восходит к общеславянскому корню «моръ» — смерть. Вторая часть слова — мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В польской мифологии мора — это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих. Похожие верования существуют и у южных славян.
Другое название — шишимора возводят к русским диалектным глаголам «шишить, шишать» («копошиться, шевелиться, делать украдкой»), и это довольно точное определение поведения этого существа.
Кикиморой, как верят в народе, становится ребенок, проклятый родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на «плохом» месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. По источникам XVIII века, кикимора — это ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой. В XIX веке полагали, что кикиморы — это дети, рождающиеся от связи девушек с огненным змеем.
Кикимора может появиться в доме также вследствие злого умысла, порчи: ее могут «напустить» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку «кикиморы» под матицу или между бревен в переднем
углу.
Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань, лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром. Именно так старухи на Святки рядились кикиморами:
Старухи одевались в рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса, и в такой позе пряли. Прялку (копыл) они ставили меж ног… Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой.
Реже считалось, что кикимора — это девушка с длинной косой, нагая или одетая в белую, черную либо красную рубаху, или же крестьянка в головном уборе замужней женщины — повойнике, а иногда — с распущенными волосами. И совсем уже редко ее представляли в облике мужчины. Белорусы верили, что кикиморы — это маленькие девочки, они живут в доме и досаждают членам семьи писком, визгом и шумом. А иные утверждали, что кикимора показывается в виде какого-нибудь животного: свиньи, собаки, зайца, утки, хомяка.
Если в доме завелась кикимора — значит, там неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с печи — шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур, стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота, досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в доме, то в нем уже не жить — обязательно выживет хозяев.
В одном доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника, завелась кикимора. С тех пор в доме не стало покоя: никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают — начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому.
Но и это не самое страшное. Кикимора, насланная колдуном или «насаженная» в виде куколки строителями, может погубить человека, сжить его со света. Из-за «насаженной» кикиморы в доме чудятся то поросенок, то заяц, мерещатся свист, плач, песни и танцы.
У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери — раз — все открылись. А потом что? Стали искать — куколка завязана: будто как платочек личико — или, как сказать? — мордочка перевязана. Сожгли эту куколку — маячить не стало.
Это уж на моем веку было. Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось.
А еще кикимора мучает скотину, гоняет лошадей.
В одном хозяйстве кикимора повадилась ездить по ночам на кобыле и гоняла ее так, что к утру лошадь была в мыле. Хозяин подстерег кикимору рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре (женском головном уборе) и ездит вокруг яслей. Хозяин стегнул ее по голове плетью. Кикимора соскочила с лошади и закричала: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб».
На Русском Севере полагали, что кикимора стрижет или выщипывает шерсть у овец, из-за чего они плешивеют.
У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»
Однако кое-где кикимору считали полезной: она-де помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной.
Любимое занятие кикиморы — прядение и шитье. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения. Прядет кикимора на голбце, при этом постоянно подпрыгивает и сучит нить не слева
направо, а наоборот.»
Выходит она, чтобы проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте: в правом от входа углу, подле самой печи. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».
С.В.Максимов «Нечистая, неведомая и крестная сила»
«Пытается она и шить, но швы, ею сделанные, неровные, и никакую работу она не может довести до конца. «От кикиморы рубахи не дождешься», — гласит русская пословица. Все это сближает ее с другими женскими персонажами восточнославянской мифологии — с русалкой, женой домового доможирихой, Параскевой Пятницей*.
По поведению кикиморы можно узнать будущее: она показывается на печке или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед какими-нибудь важными событиями. Если кикимора усядется прясть на лавку, стоящую в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев. Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева. Кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы. В народе верили, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она станет человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум.
Кикимора обитает в жилом доме, реже — во дворе, бане, хлеву, на гумне, в курятнике; в пустых домах; в кабаках. В доме выбирает места, которые предпочитает и прочая нечистая сила: за печью или на печи, на чердаке, в подполье. Считается, что кикимора присутствует в доме постоянно, но дает себя видеть или услышать только по ночам. Впрочем, она может появляться только на Святки или в ночь перед Рождеством — то есть тогда, когда на этот свет приходят обитатели загробного мира. В некоторых местностях думали, что до Святок она живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. На Святках она рожает детей — шушканов, которые тут же вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья (19 января ст.ст.). А на Герасима Грачевника (17 марта ст.ст.) кикиморы становятся смирными, и тогда их можно выжить из дома.
От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или же, наоборот, грубая ругань. Самые лучшие обереги от нее — «куриный бог» (камень со сквозной дыркой, старый лапоть или горлышко от разбитого кувшина). Такой оберег вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную палку, которой закалывают свиней. Кикимора боится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы она не запускала туда свою мохнатую лапку. А если она начинает греметь посудой и бить горшки, самое верное средство — перемыть их водой, настоянной на папоротнике.»
«Нерадивой же хозяйке остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть все горшки и кринки — кикимора очень любит папоротник и за такое угощение может оставить в покое.»
Кирилл Королев «Энциклопедия сверхъестественных существ»
«Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. В одном из лечебников XVIII века предлагалось такое средство: «от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечение то же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток». Кикимору можно было изгнать и с помощью заговора: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее».»
«Чтобы избавиться от кикиморы, обметают печь и углы в избе, окуривая ее ладоном и приговаривая: «Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолой. Слово мое твердо. Аминь.»
«А вот кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить только одним способом: отыскать в доме куклу или другой предмет, с помощью которого ее наслали, и с величайшими предосторожностями выбросить его за пределы усадьбы или сжечь.
По поверьям, кикимора боится медведя и убегает от него. Об этом рассказывает распространенная быличка.
Рассказывают, что в одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей:— Ушла ли от вас большая кошка?
— Кошка жива и котят принесла, — ответили ей ребята.
Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу:
— Теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься…»

Кикимора

Иногда кикимора озорничает над домашними:. Она по целым ночам расхаживает по полу, стучит ногами, гремит посудой, бьет горшки и т. д. Очень часто кикимора выщипывает у кур перья. Кикиморами называют некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти, а колдуны сажают их к кому-нибудь в дом; кикиморы, хотя бывают невидимы, но с хозяевами говорят и, обыкновенно, по ночам прядут. Они, если не делают живущим в доме вреда, то производят такой шум, что пугают и беспокоят. Говорят, что некоторые плотники и печники, осердясь на того хозяина, который долго не отдает заработанных денег, сажают ему кикимор в доме, отчего происходит такой шум и разного рода дурачество невидимой силы, что хоть беги из дома. Но лишь только домохозяин рассчитается, все прекратится само собою. Шишиморы, шишиги – это беспокойные духи, которые стараются созорничать над человеком в то время, когда тот торопится и что-либо делает без молитвы”. В Калужской губ., в Жиздринском у. рассказывают, что растрепанная кикимора в лунную ночь “сидит и гремит самопрялкой. Как погремит, так и будешь одну куделю прясть целый день; пошьет у кого – тот одну рубашку в неделю не кончит: всё будет перепарывать и т. д.” “Одни говорят (в Новгородской губ.), что кикиморы шалят во все святки; другие дают им для проказ одну только ночь против Рождества Христова. Тогда они треплют и сжигают кудель, оставленную без крестного благословения у прялок. Бывает также, что они хищнически стригут овец. Во всех других великорусских губерниях проказам шишиморы-кикиморы отводится безразлично все годичное время” . Поскольку кикимора – это оборотень, то при определенных обстоятельствах ей можно вернуть прежний человеческий облик. Так, “в народе есть поверье, что если такого рода оборотню или кикиморе выстричь крестообразно волосы на темени, то он делается настоящим человеком, лишившись силы превращения, и тогда его можно окрестить” . Существует поверье, что 17 марта, в день Св. Герасима-грачевника “кикиморы делаются смирными и ручными, и что только в этот день можно их уничтожать… Если где поселится кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые только за великие посулы решаются изгнать нечистую силу”.

Кикимора

Кикимора болотная — в славянской мифологии — злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего — кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой.
Кикимора домашняя — Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе… живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны, они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».

Проделки Кикиморы

Я расскажу о фантастическом случае, который произошел с моей сестрой и со мной. Было это в апреле 2004 года. Я ухаживала за старшей сестрой после тяжелой операции.
В один из дней мы пошли с ней гулять. Она живет рядом с Кусково. Мы отправились к пруду, был теплый солнечный день. Мы брели вдоль пруда и смотрели на скамейки с отдыхающими и искали свободное место. На одной лавочке сидела дама, одетая во все зеленое – цвета молодой травы. Мы подошли и тактично спросили: «Можно с вами посидеть?» Она что-то зло буркнула, не поворачиваясь к нам, встала и буквально на наших глазах исчезла, как сквозь землю провалилась. Мы с сестрой удивились, куда она могла деться, так как все пространство вокруг пруда просматривается. Но вскоре забыли об этом.
Вернулись домой, открыли дверь, вошли, разделись, хотели закрыть входную дверь на ключ, а ключей нигде нет, мы перетряхнули все вокруг. Я предложила выпить кофе, а потом вновь начать поиски. Стала собирать на стол, открыла холодильник, а там лежат ключи. Мы очень удивились, но это было только начало наших приключений. Мы уже хотели сесть за стол, но тут в спальне что-то сильно загремело, раздался звон разбитого стекла: стеклянные полки в книжном шкафу разлетелись на мелкие кусочки по всей комнате. Сестре стало плохо, я ее уложила в постель, а сама пошла убирать осколки. Вдруг подул ветер, а с ним начался шум, непонятно откуда неслись голоса, крик. Мы с сестрой судорожно принялись читать молитвы и креститься. Постепенно все утихло. Мы до утра не сомкнули глаз, все размышляли, что бы это могло быть. И решили, что это проделки той тетки в зеленом, которая, наверное, была кикиморой из пруда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *